Нацбанк обнародовал статистику о динамике номинального и реального курсов белорусского рубля к различным валютам. Не сказать, чтобы эти данные были сильно радужными.
Номинально за март курс белорусского рубля ко всем валютам стран, с которыми торгует Беларусь упал на 0,5%. Однако по отношению к декабрю 2016 года пока еще отмечается укрепление белорусского рубля на 2,3%. Впрочем, за
Падение курса к набору валют остальных стран за март в основном произошло за счет России. По отношению к российскому рублю белорусский обесценился в марте на 0,7%. За 3 месяца 2017 года ослабление белорусского рубля к российскому сложилось на 3,3%.
Если сравнивать
Для оценки движения реальных курсов НБРБ использует индексы потребительских цен (ИПЦ) и индекс промышленных цен (ИЦППП). Так как цены в различных странах растут или падают неодинаково, разница в темпах инфляции влияет на то, насколько конкурентным будет белорусский товар заграницей.
К примеру, если за месяц номинальный курс белорусского рубля к другой валюте упал на 1%, а цены в Беларуси за тот же месяц росли быстрее, чем на территории, где используется другая валюта, выгода от девальвации может быть полностью съедена инфляцией.
В особо запущенных случаях может требоваться намеренное опускание курса к той или иной валюте. Такими делами в свое время долго промышлял Китай, девальвируя юань относительно доллара и стимулируя таким образом китайский экспорт в США.
Так вот, Нацбанк посчитал, что реальный курс белорусского рубля к другим валютам, полученный по ИПЦ, в марте упал на 0,5%, за январь—март — на 1,4%, а в
Примечательно, что за март белорусский рубль к российскому реально обесценился на те же 0,5%. Если использовать как точку отсчета целевого курса, желательного для экспортеров потребительских товаров в Россию, границу 2012 и 2013 годов, такой курс составит около 3,33–3,34 BYN за 100 RUB.
Однако кроме экспортеров ширпотреба есть и экспортеры промышленных товаров. Для определения их целевого курса лучше использовать ИЦППП. Обычно данные по росту промышленных цен идут с лагом к данным по потребительской инфляции. Поэтому по исходникам от НБРБ пока можно оценить обстановку только на февраль. По оценке banki24.by, в зависимости от выбранной точки отсчета целевой курс для промышленников мог составлять в феврале 3,35–3,48 BYN за 100 RUB.
Что это значит для рядовых граждан? Это означает, что при любом удобном случае НБРБ будет и далее позволять белорусскому рублю обесцениваться к российскому. По крайней мере, в 2016 году такую политику он проводил очень активно. Тот, кто успел «залиться» на депозиты в российских рублях в январе прошлого года, в переводе на белорусские рубли выиграл очень немало от тогдашних курсовых разниц.