7 февраля руководство Нацбанка второй раз в году приняло решение об уменьшении ставки рефинансирования (СР) и ставок по операциям поддержки ликвидности. Официально ставкопад назначен на 15 февраля, предыдущий состоялся 18 января.
С 18 января СР была снижена до 17% годовых, с 15 февраля станет равной 16%. Ставки по операциям поддержания ликвидности сократятся с 22% до 20% годовых.
При этом характерно, что ставки по операциям изъятия ликвидности остаются неизменными с 19 октября 2016 года — на отметке в 11%. Поскольку в системе уже
Как и в январе, снижение ставок по операциям Нацбанка вызовет их коррекцию на
Впрочем, куда большее влияние на уровень ставок
Так, максимальная ставка, по которой банки смогут принимать депозиты у физлиц без последствий со стороны регулятора, с 15 февраля упадет с 19,8% годовых до 18%. Для депозитов юрлиц банки смогут давать ставку не выше 16%, тогда как ранее она была равна 17,6%.
Рыночные кредиты физлицам подешевеют с 30,8% до 28%, юрлицам — с 22% до 20%. Другое дело, что банки не горели желанием выдавать кредиты и по более высоким ставкам (это прекрасно видно по профициту ликвидности). В этой связи есть высокая вероятность, что рублевое кредитование так и останется крайне вялым.
Негативно влияет на общую ситуацию и то, что в банковской системе Беларуси
Интересна мотивировка принятого решения по ставкам. По оценкам Нацбанка, в январе рост потребительских цен в годовом выражении ожидается на уровне 9,6%, а в феврале—марте — и вовсе 9%. То есть по расчетам регулятора цель по замедлению инфляции может быть достигнута досрочно — за 3 квартала до конца года. Если так и случится, новых решений о снижении СР и других ставок явно не избежать. Поэтому октябрьский прогноз замглавы Нацбанка Сергея Калечица о падении СР до 14% вполне может стать реальностью.
Единственным препятствием на пути ускоренного снижения ставок могут стать лишь ЕФСР и МВФ. С ЕФСР власти обязаны согласовывать такие решения, а мнение МВФ ценно в свете желания Беларуси начать новую кредитную программу на 3 млрд USD.