Порядок формирования спецрезервов банков изменяется с 1 июля. Коррективы в механизм образования спецрезервов на покрытие возможных убытков по активам и условным обязательствам в валюте внес Нацбанк. Соответствующее постановление № 11 правление НБРБ приняло 10 января. Но документ обнародовали лишь 3 февраля, когда он был официально опубликован на pravo.by.
Изменение подходов к классификации и формированию спецрезервов по кредитам, не обеспеченным валютными поступлениями для своевременного и полного погашения задолженности, было анонсировано регулятором еще 4 января. Кстати, тогда же НБРБ объявил, что с 1 февраля нормативы отчислений банков в фонд обязательных резервов от средств в валюте увеличиваются с 7,5% до 11%.
Согласно постановлению НБРБ № 11 с 1 июля банки начнут оценивать достаточность валютных поступлений клиентов, необходимых для полного погашения валютной задолженности, на основании расчета входящего и исходящего потоков денежных средств должника не реже 1 раза в 6 месяцев.
При этом в расчет входящего потока будут приниматься средства в валюте, совпадающей с валютой задолженности, или в свободно конвертируемой валюте, за исключением средств в валюте, поступающих по
В соответствии с принятым документом поступления в валюте начнут признаваться достаточными для полного погашения валютной задолженности в случае, если входящий поток средств клиента в валюте, уменьшенный на исходящий, будет равен либо превысит остаток его валютной задолженности перед банком в каждом периоде погашения такой задолженности.
До 1 июля 2017 года по инструкции о формировании спецрезервов отсутствие либо недостаток поступлений в валюте для погашения задолженности практически безоговорочно относится к негативной информации о способности должника исполнить обязательства. В свою очередь, это влияет на определение активов и условных обязательств в ту или иную группу риска. Чем больше негативной информации, тем хуже группа риска и выше отчисления банка в спецрезервы.
Можно предположить, что новые нормы классификации части валютных активов позволят банкам подходить к формированию спецрезервов более гибко. Проще говоря, вероятно, что такие активы периодически станут попадать в группу с меньшим уровнем риска, а отчисления банков начнут уменьшаться.
Вторым важным изменением является то, что с 1 июля на основании проведенной оценки достаточности поступлений банки смогут формировать спецрезервы по валютным активам и условным обязательствам II группы риска в размере 1% от суммы задолженности по таким активам и обязательствам. С 1 января 2018 года отчисления в спецрезервы составят не менее 1,5% от суммы задолженности, с 1 июля 2018 года — 2%, с 1 января 2019 года — 2,5%, с 1 июля 2019 года — 3%, с 1 января 2020 года — 4%.
Лишь с 1 июля 2020 года норматив отчислений по упомянутым выше активам и обязательствам будет восстановлен до минимального уровня, который прописан в инструкции по формированию и использованию спецрезервов — не ниже 5%. Таким образом, фактически НБРБ предоставляет банкам
Кто может стать бенефициаром постановления № 11?
Судя по структуре валютных активов банков, которые подвержены рискам, главными выгодоприобретателями с высокой вероятностью будут крупные госбанки — Беларусбанк и Белагропромбанк.
Однако есть несомненный интерес и у самих властей. За счет либерализации подходов к формированию спецрезервов улучшится отчетность банков. Это весьма важно в свете предстоящих продаж миноритарных пакетов акций Беларусбанка и Белагропромбанка, а также приватизации Белинвестбанка и Банка Москва — Минск.
По действующей инструкции НБРБ отчисления в специальные резервы на покрытие возможных убытков относятся на расходы банка в полном размере независимо от величины полученных доходов. Изменение механизма формирования спецрезервов приведет к разрезервированию некоторой части замороженных средств банков. Соответственно, улучшится конечный финансовый результат банков в отдельности и системы в целом, что даст повышение отчислений в бюджет по налогу на прибыль.
Кроме того, высвобожденные из спецрезервов ресурсы могут быть использованы банками для кредитования экономики. В этой связи довольно симптоматично выглядит февральское заявление замглавы Нацбанка Сергея Калечица о том, что «излишне жесткая
Иными словами, в ближайшие несколько лет власти будут пытаться улучшать общую картину состояния банковского сектора и оживлять упавшее кредитование. Другое дело, что сугубо административные меры властей могут не принести ожидаемого финансового эффекта и только замылят поле обзора для качественной оценки работающих и проблемных активов.