Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

С середины года белорусские власти начинают 3-летние игры со спецрезервами банков

Порядок формирования спецрезервов банков изменяется с 1 июля. Коррективы в механизм образования спецрезервов на покрытие возможных убытков по активам и условным обязательствам в валюте внес Нацбанк. Соответствующее постановление № 11 правление НБРБ приняло 10 января. Но документ обнародовали лишь 3 февраля, когда он был официально опубликован на pravo.by.

Изменение подходов к классификации и формированию спецрезервов по кредитам, не обеспеченным валютными поступлениями для своевременного и полного погашения задолженности, было анонсировано регулятором еще 4 января. Кстати, тогда же НБРБ объявил, что с 1 февраля нормативы отчислений банков в фонд обязательных резервов от средств в валюте увеличиваются с 7,5% до 11%.

Согласно постановлению НБРБ № 11 с 1 июля банки начнут оценивать достаточность валютных поступлений клиентов, необходимых для полного погашения валютной задолженности, на основании расчета входящего и исходящего потоков денежных средств должника не реже 1 раза в 6 месяцев.

При этом в расчет входящего потока будут приниматься средства в валюте, совпадающей с валютой задолженности, или в свободно конвертируемой валюте, за исключением средств в валюте, поступающих по кредитно-займовым сделкам. В расчет исходящего потока будут приниматься средства в любой валюте, за исключением средств в валюте, причитающихся к уплате по кредитно-займовым сделкам.

В соответствии с принятым документом поступления в валюте начнут признаваться достаточными для полного погашения валютной задолженности в случае, если входящий поток средств клиента в валюте, уменьшенный на исходящий, будет равен либо превысит остаток его валютной задолженности перед банком в каждом периоде погашения такой задолженности.

До 1 июля 2017 года по инструкции о формировании спецрезервов отсутствие либо недостаток поступлений в валюте для погашения задолженности практически безоговорочно относится к негативной информации о способности должника исполнить обязательства. В свою очередь, это влияет на определение активов и условных обязательств в ту или иную группу риска. Чем больше негативной информации, тем хуже группа риска и выше отчисления банка в спецрезервы.

Можно предположить, что новые нормы классификации части валютных активов позволят банкам подходить к формированию спецрезервов более гибко. Проще говоря, вероятно, что такие активы периодически станут попадать в группу с меньшим уровнем риска, а отчисления банков начнут уменьшаться.

Вторым важным изменением является то, что с 1 июля на основании проведенной оценки достаточности поступлений банки смогут формировать спецрезервы по валютным активам и условным обязательствам II группы риска в размере 1% от суммы задолженности по таким активам и обязательствам. С 1 января 2018 года отчисления в спецрезервы составят не менее 1,5% от суммы задолженности, с 1 июля 2018 года — 2%, с 1 января 2019 года — 2,5%, с 1 июля 2019 года — 3%, с 1 января 2020 года — 4%.

Лишь с 1 июля 2020 года норматив отчислений по упомянутым выше активам и обязательствам будет восстановлен до минимального уровня, который прописан в инструкции по формированию и использованию спецрезервов — не ниже 5%. Таким образом, фактически НБРБ предоставляет банкам 3-летний льготный период по образованию части спецрезервов.

Кто может стать бенефициаром постановления № 11?

Судя по структуре валютных активов банков, которые подвержены рискам, главными выгодоприобретателями с высокой вероятностью будут крупные госбанки — Беларусбанк и Белагропромбанк.

Однако есть несомненный интерес и у самих властей. За счет либерализации подходов к формированию спецрезервов улучшится отчетность банков. Это весьма важно в свете предстоящих продаж миноритарных пакетов акций Беларусбанка и Белагропромбанка, а также приватизации Белинвестбанка и Банка Москва — Минск.

По действующей инструкции НБРБ отчисления в специальные резервы на покрытие возможных убытков относятся на расходы банка в полном размере независимо от величины полученных доходов. Изменение механизма формирования спецрезервов приведет к разрезервированию некоторой части замороженных средств банков. Соответственно, улучшится конечный финансовый результат банков в отдельности и системы в целом, что даст повышение отчислений в бюджет по налогу на прибыль.

Кроме того, высвобожденные из спецрезервов ресурсы могут быть использованы банками для кредитования экономики. В этой связи довольно симптоматично выглядит февральское заявление замглавы Нацбанка Сергея Калечица о том, что «излишне жесткая денежно-кредитная политика будет сдерживать деловую инициативу и не позволит в полной мере реализовать потенциал роста экономики».

Иными словами, в ближайшие несколько лет власти будут пытаться улучшать общую картину состояния банковского сектора и оживлять упавшее кредитование. Другое дело, что сугубо административные меры властей могут не принести ожидаемого финансового эффекта и только замылят поле обзора для качественной оценки работающих и проблемных активов.

2017-02-06


Новости по теме: