Американский фондовый индекс S&P 500 может еще вырасти примерно на 5% с нынешних рекордных уровней в ближайшие несколько месяцев, но затем потерять более половины стоимости, предупредил известный инвестор Марк Фабер в разговоре с MarketWatch.
Сейчас S&P 500, Dow Jones и Nasdaq Composite торгуются возле рекордных уровней (во вторник S&P 500 закрылся на отметке 2181,74 пункта). Американский рынок устойчиво рос с посткризисного дна в марте 2009 г., причем с конца 2011 г. этот рост шел практически без коррекций. Ралли во многом объясняется ультрамягкой политикой и денежным стимулированием центробанков, которые, скупая активы, наполняли финансовую систему ликвидностью, чтобы поддержать экономику. Устойчивый подъем рынка прекратился примерно в середине 2015 г., после чего он пережил несколько падений, однако все они были быстро отыграны.
Очередное снижение после решения Великобритании 23 июня выйти из Евросоюза оказалось не очень значительным, а вскоре S&P 500 установил очередной исторический рекорд. Федеральная резервная система США откладывает повышение процентной ставки — после Brexit и
По мнению Фабера, нарастающая амплитуда колебаний S&P 500 складывается в расширяющуюся формацию, которая с точки зрения технического анализа свидетельствует о приближении пика тренда, после чего последует его резкий перелом. «Может, мы сначала сходим на 2300 [пунктов] <…> а затем рухнем до 1100», — сказал MarketWatch Фабер, также издающий инвестиционный бюллетень Gloom, Boom & Doom Report.
С фундаментальной точки зрения Фаберу не нравится то, что американский рынок продолжает расти, хотя корпоративные прибыли снижаются уже пять кварталов подряд. По данным FactSet, прибыль на акцию для компаний S&P 500 за год снизилась на 3,5%. То, что мультипликаторы не выглядят завышенными, как всегда бывает при надувании пузыря, Фабер объясняет тем, что печатание денег центробанками искажает рынок и привело к тому, что доходности гособлигаций опустились до близких к нулевым, а то и до отрицательных отметок. Эта доходность (у
«Мы все на «Титанике», — сказал Фабер, печатание денег центробанками — рецепт для «колоссальной инфляции активов», которая закончится кровавой баней и потерей фондовым рынком «накопленного за пять лет прироста капитала».
Фабер хорошо известен рядом точных прогнозов — например, об обвале американского рынка накануне «черного понедельника» 19 октября 1987 г. и о начале суперцикла на рынках сырья и, в частности, золота, в начале
Все новые программы по вливанию ликвидности поддерживали котировки и подталкивали их вверх. Это очень не нравится ряду экспертов, считающих, что фондовые рынки стали слишком зависеть от легких денег и инвесторы ведут себя так, словно их приток никогда не прекратится. Джеймс Грант, издатель Grant’s Interest Rate Observer, на недавней конференции
«Радикальная денежная политика порождает еще более радикальную денежную политику. Мне кажется, в
Столь низких доходностей на глобальном рынке «не было все 500 лет документированной истории», написал в июне еще один известный инвестор, управляющий фондом в Janus Capital Group Билл Гросс. «Это сверхновая звезда, которая однажды взорвется», — предупредил он.
Ожидая падения на рынках, Фабер держит физическое золото (в депозитных ячейках, а также зарытым в саду) и акции золотодобывающих компаний; об этом он в конце июня говорил CNBC. Рядовым инвесторам он тогда советовал золотые биржевые фонды. «Золото — это не хедж против расстройства денежного обращения, потому что оно уже имеет место, это скорее инвестиция в расстройство денежного обращения», — заявил на конференции Грант.
Источник: www.vedomosti.ru