По официальным данным, реальное падение оборота ритейла относительно июля 2015 года составило 5,3%. Такого глубокого сокращения розничного товарооборота не наблюдалось ни в одном из месяцев
По сравнению с июнем 2016 года розничный товарооборот вырос только на 0,5%, тогда как в 2015 году товарооборот июля по сравнению с июнем увеличился на 3,7%. Важно отметить, что сами по себе обороты ритейла в июле 2015 года сократились к июлю 2014 года на 2,0%. Таким образом, падение товарооборота в июле 2016 года произошло к низкой базе сравнения, что усиливает масштабы снижения продаж.
В сопоставимых ценах товарооборот июля уменьшился относительно прошлогоднего на 1 590 млрд BYR. В текущем долларовом эквиваленте за июль розничная торговля недосчиталась покупок на 396 млн USD.
По регионам продажи просели неравномерно. В Минске и Минской области, где зарегистрированы крупнейшие торговые операторы, июльский оборот сократился на 2,8% и 2,2% соответственно. В Брестской области продажи ритейла уменьшились на 4,7%, в Витебской — на 8,5%, в Гомельской — на 6,4%, в Гродненской — на 9,5% и в Могилевской — на 8,5%.
Розничный товарооборот падает параллельно сокращению реальных доходов населения. За первое полугодие 2016 года эти доходы упали на 7,0% (в первом полугодии 2015 года — на 5,3%). Чем меньшим в регионе было снижение реальных доходов, тем меньшими темпами уменьшались розничные продажи. В большинстве областей реальные доходы граждан за январь—июнь упали на 7,5–9%, в столице и Минской области — менее чем на 6%.
Товарооборот продовольственных товаров в
Июльское падение розничного товарооборота можно связывать с изменением потребительского поведения населения. Похоже, что граждане вынуждены все больше экономить даже на товарах первой необходимости, в категорию которых входит пища.
За январь—июль в целом по Беларуси розничный товарооборот снизился на 2,2%. В ближайшие месяцы существующий разрыв между индексами продаж ритейла и доходов населения будет сокращаться. Население все менее способно потреблять «в кредит», за счет расходования ранее накопленных сбережений. Для торговых точек и сетей вне бюджетного и ультрабюджетного сегмента это означает наступление крайне сложных времен.