Минфин и Нацбанк «проскочили» июнь относительно легко. Рефинансируя старые обязательства и выигрывая от роста цен на золото, властям удалось добиться даже небольшого роста золотовалютных резервов.
Отнюдь не такими простыми будут для Беларуси июль и август.
А ведь по данным Нацбанка месячный экспорт товаров в 2016 году и без урезания поставок нефти ни разу не достиг 2 млрд USD. Более того, первые пять месяцев товарный экспорт находился ниже отметки кризисного января 2015 года, когда внешняя торговля была частично парализована множественностью курсов и административными ограничениями.
Да, сейчас в России проходит период выплаты годовых дивидендов крупнейшими публичными компаниями. Вероятно, это во многом это сдерживало российский рубль от проседания на фоне падения котировок сорта Brent ниже 47 USD за баррель. Не за горами и налоговый период, во время которого на валютный рынок России традиционно выплескивается дополнительная долларовая ликвидность.
Но каковы шансы на стабильность российского рубля в грядущем августе? При реализации шокового сценария за ним с высокой степенью вероятности последует белорусский рубль. И тогда на табло обменников граждане рискуют увидеть курсы типа 2,10–2,20 BYN за 1 USD.
Немало усложняет положение властей предстоящий вал валютных выплат. В июле Нацбанк и Минфин должны погасить основной долг по своим облигациям на сумму около 450 млн USD, в августе — почти 600 млн USD. В первом и втором кварталах ведомства справлялись, перезанимая через новые выпуски ценных бумаг.
Удастся ли им провернуть тот же фокус в третьей четверти года? Покупателями облигаций выступали и выступают банки. Однако тому же Беларусбанку начиная с 31 июля необходимо аккумулировать до 120 млн USD и 40 млн EUR для оперативного погашения собственных долгов.