В распоряжении инвестора, желающего купить или продать акции, самая разнообразная информация, которая должна помочь сделать лучший выбор. Это стоимость акций, годовой максимум и минимум котировок, дивиденды, доходность, волатильность и проч. Идеальный инвестор, принимая решение, конечно, проанализирует всю эту информацию и выберет акции той компании, которая лучше всего отвечает его требованиям.
В реальной жизни это не так. Не все инвесторы принимают решения рационально, особенно когда информации много. Зачастую, вместо того чтобы выбрать лучшее, инвестор удовлетворяется первой подходящей опцией. Поскольку названия компаний обычно представлены по алфавиту, инвестор скорее купит акции той, которая ближе к его началу.
Об этом говорится в двух исследованиях, опубликованных в мартовском номере Review of Finance (об этом пишет WSJ). Одна статья написана профессорами Дженнифер и Джессом Итцковиц и Скоттом Ротбортом, вторая — профессорами Хейко Джейкобсом и Александром Хиллертом.
«За прошедший век все виды несправедливости и дискриминации были осуждены и стали незаконными. Но одна коварная форма продолжает процветать — алфавитизм. Это дискриминация в отношении тех, чьи имена начинаются с букв из второй половины алфавита», — констатирует журнал The Economist (его цитируют Джейкобс и Хиллерт).
Ученые знают это не понаслышке. В исследовании Джейкобса и Хиллерта говорится, что в экономических журналах статьи, занимающие первое, второе и третье место от начала, цитируются на 50, 26 и 17% чаще тех, которые расположены за ними. А по словам Дженнифер Итцковиц, если авторы научной статьи расположены по алфавиту (как это часто бывает), то больше славы достается первому — ему чаще поручают рецензии и чаще приглашают на конференции.
Бизнесмены тоже прекрасно понимают, что клиенты скорее обратят внимание на компании, названия которых начинаются на А. Поэтому в «Желтых страницах» так много служб по доставке пиццы, дезинсекторов и слесарей на букву А. В крупном бизнесе ситуация такая же: в индексе S&P 500 названия 54 компаний начинаются с, А, включая Alphabet Inc. — материнскую компанию Google (теперь торгуется Alphabet Inc., а не сам Google). Компаний, названия которых начинаются с Z, в индексе S&P 500 всего три.
В сентябре 2003 г.
«Люди не компьютеры, они не могут рассмотреть все возможные варианты», — отмечает Дженнифер Итцковиц (цитата по WSJ).
Стремительное развитие технологий и появление интернета лишь усугубило ситуацию. Когда индивидуальный инвестор ищет информацию об акциях, например, на google.com/finance или finance.yahoo.com, то ему предлагается ввести некоторые показатели компании (капитализация, отношение стоимости акций к прибыли
«В эпоху электронных средств связи пользователь больше, чем когда бы то ни было, имеет дело со списками, а их стандартная сортировка — по алфавиту», — отмечает Джейкобс. В исследовании Джейкобса и Хиллерта говорится, что у 5% компаний из самого начала алфавита оборот торгов на 5–15% больше, чем у других компаний.
«Если вы собираетесь учреждать компанию и думаете, как ее назвать, нужно
Компании, торгующиеся на
Все это делается для индивидуальных инвесторов, поскольку их институциональные коллеги редко попадаются в алфавитную ловушку. Когда выбираете акции, сортируйте их не по алфавиту, а по фундаментальным критериям — отношению стоимости акций к прибыли, доходу
Источник: www.vedomosti.ru