USD нал EUR нал
3,4210 / 3,4330 3,6150 / 3,6250
Курсы валют Нацбанка РБ
22 дек23 дек
1 USD 3,4720 3,4468 −0,0252
1 EUR 3,6140 3,5789 −0,0351
100 RUB 3,3802 3,3875 +0,0073
10 CNY 4,7918 4,7622 −0,0296
10 PLN 8,4749 8,4058 −0,0691

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
22 дек23 дек
USD 102,3438 102,3438 +0,0000
EUR 106,5444 106,5444 +0,0000
BYN 29,6924 29,6924 +0,0000
CNY 13,9897 13,9897 +0,0000
PLN 24,9607 24,9607 +0,0000

все курсы валют

Инвестирование в контуре

Белорусскому реальному сектору банально не хватает денег. Точнее, инвестиционных (длинных и дешевых) денег. Кредиты под 30–40% — это отложенное самоубийство. Отсюда и засилье льготных кредитов под различные формальные и слабо выполнимые обещания. А также неравные условия работы для государственных и частных участников рынка.

Ну, а жесткая денежно-кредитная политика как условие получения кредитов от МВФ и ЕФСР может стать последним гвоздем в крышку реального сектора.

Есть такой коэффициент монетизации (отношение М2 — объем денежной массы в нацвалюте к ВВП), характеризующий степень доступности денежных ресурсов для субъектов хозяйствования. В развитых странах его величина составляет 80–100%. В развивающихся странах — около 50%. Как назвать Беларусь с ее 10%, даже сказать сложно.

Есть такая легенда, что в конце существования СССР его руководством было заключено «секретное соглашение» о принятии правила «карренси боард» (привязка объема денежной массы к запасам валюты). Новые независимые постсоветские государства якобы подтвердили это соглашение. Правда это или нет для Беларуси, сказать сложно. С одной стороны, в настоящий момент финансовые органы Беларуси строго следуют этому правилу. С другой — ничто не препятствовало Беларуси печатать деньги в 90-е гг. и в те же 2010-11гг. Точно можно сказать, что руководство Беларуси наконец-то усвоило, что пустые деньги неизбежно оказываются на валютном рынке, обваливая курс.

Вот и не печатают деньги. А если денег мало, то, по законам рынка, они стоят дорого. То есть у предприятий нет инвестиционных денег. Далее предприятия сокращают свои обороты, платят меньше налогов, сокращают зарплаты и т. д. На выходе падает покупательская способность и спрос. Замкнутый круг, стремящийся к натуральному хозяйству.

Решить задачу — как дать реальному сектору дешевые длинные деньги и не обвалить валютный рынок — сложно. В разы увеличить объем денег в обороте за пару лет невозможно. А вот постепенно, на 20% в год, вполне.

И в почившем СССР, и в развитых экономиках используются два денежных контура: один — инвестиционный, другой — потребительский. Главное, работу денежной системы нужно организовать так, чтобы деньги из инвестиционного контура не хлынули в потребительский. Например, совсем недавно США напечатали почти $3 трлн. — и ничего, никакого обвала на потребительском рынке не произошло. Сейчас Европейский центробанк занят тем же — и также без проблем для потребительского рынка.

То есть задача — развести эти потоки (контуры) друг от друга. Например, ввести замкнутую систему инвестиционных денег, параллельную действующей. Для чего разрешить белорусским субъектам хозяйствования открывать специальные инвестиционные счета. А чтобы гарантированно отделить их от действующих расчетных счетов, открывать их не в банках, а на счетах того же Минфина. Для чего можно создать там соответствующий департамент.

Обслуживание будет осуществляться по электронной системе, а для заключения договора можно один раз и подъехать в Минфин (или его структурное подразделение). После чего в систему инвестиционных денег Минфин запускает инвестиционные деньги. Для начала под несколько государственных инфраструктурных проектов. А затем — по мере необходимости.

Важное условие — переводить эти инвестиционные рубли можно только на другие инвестиционные счета в том же Минфине. И только за товары или услуги. Купить валюту или снять их наличными нельзя. А чтобы они не лежали мертвым грузом на счетах, ввести отрицательную ставку в минус 1% на остатки.

Таким образом решается несколько задач. Реальный сектор получает дешевые ресурсы для реальных проектов. При этом сразу будет видно, деньги требуются для развития внутреннего рынка или на приобретение импорта. По факту будет осуществляться поддержка отечественного производителя, т. к. чистому импортеру эти деньги банально не нужны. А любые попытки создать схемы обмена инвестиционных денег на обычные будут стимулировать покупку отечественных товаров. Также можно будет увидеть тонкие места в работе действующей системы — эти инвестиционные деньги именно там и будут скапливаться. После чего можно будет оперативно принимать меры или менять правила работы.

Со временем можно будет рассмотреть вопрос уплаты налогов с помощью этих инвестиционных денег. Или расчетов по коммунальным платежам.

Есть и другие схемы увеличения монетизации, но они, к сожалению, у руководства страны интереса пока не вызывают.

Источник: http://www.belgazeta.by

2016-03-29