Программа развития ООН в течение последних трех лет оказывала поддержку правительству РБ в создании основ для государственно-частного партнерства. Совместно они реализовали проект, который в дополнение к средствам ООН, финансировался Европейской комиссией в размере 1 млн. USD.
О результатах сотрудничества 22 января рассказала заместитель постоянного представителя ПРООН в Беларуси Екатерина Паниклова. По ее словам, эти результаты явились одними из самых лучших на пространстве СНГ. В частности, был создан Межведомственный инфраструктурный координационный совет, Центр государственно-частного партнерства при Министерстве экономики, проведено более 30 различных тренингов с участием более 1,5 тыс. белорусских специалистов и международных экспертов.
Кроме того, и это Екатерина Паниклова считает самым главным, были разработаны семь пилотных проектов по государственно-частному партнерству, которые привлекли внимание финансовых институтов, в частности Европейского банка реконструкции и развития. К реализации этих проектов планируется приступить в 2016 году.
Среди проектов наиболее разработан проект «Реконструкция автомобильной дороги М-10: граница Российской Федерации (Селище) — Гомель — Кобрин, км 109,9 — км 184,5».
Кроме того, в Беларуси был разработан и в 2015 году принят закон «О государственно-частном партнерстве». Но законодательство еще не доработано, требуется принять еще около 10 подзаконных актов.
Государственно-частное партнерство состоит в том, что частная компания создает и в течение оговоренного контрактом срока, который обычно составляет 10–20 лет, обслуживает инфраструктурный объект, за что получает из бюджета фиксированные платежи. По истечении срока контракта актив переходит в собственность государства.
Последнее обстоятельство, по-видимому, особенно привлекает белорусских чиновников и способствовало реализации этого проекта, так как они настроены против приватизации. Более того, государственно-частное партнерство, похоже, рассматривается в правительстве Беларуси как замена приватизации.