USD нал EUR нал
3,2330 / 3,2400 3,4880 / 3,4990
Курсы валют Нацбанка РБ
12 мая13 мая
1 USD 3,2313 3,2313 0,0000
1 EUR 3,4741 3,4741 0,0000
100 RUB 3,5132 3,5132 0,0000
10 CNY 4,4482 4,4482 0,0000
10 PLN 8,0516 8,0516 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
12 мая13 мая
USD 91,8239 91,8239 +0,0000
EUR 98,9461 98,9461 +0,0000
BYN 28,4170 28,4170 +0,0000
CNY 12,6243 12,6243 +0,0000
PLN 22,8406 22,8406 +0,0000

все курсы валют

В Беларуси доходы бюджета будут падать 4 года подряд. Как это отразится на кошельках людей?

Власти закладывают жесткий сценарий исполнения бюджета на несколько лет вперед. Разбираемся, чего ожидать от Минфина простым белорусам.

На неделе Минфин опубликовал основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2020—2022 гг. Этот документ власти актуализируют каждый год, смещая горизонт планирования на следующие 12 месяцев. Иными словами, в прошлом году были основные направления на 2019—2021 гг., а в следующем Минфин напишет документ на 2021—2023 гг. и так далее.

По тексту основные направления частично совпадают с пояснительной запиской к проекту бюджета на 2020 год. Бюджет на грядущий год был сверстан с учетом негативных последствий от налогового маневра в России.

Главный минус налогового маневра РФ для белорусского бюджета состоит в том, что россияне последовательно снижают ставки пошлин на экспорт нефтепродуктов и параллельно повышают налог на добычу полезных ископаемых.

В итоге белорусы страдают от России дважды. Во-первых, бюджет недосчитывается поступлений в виде пошлин на нефтепродукты. По расчетам Минфина в 2020 году ставка экспортной пошлины снизится с 64,8 до 43,2 USD за тонну.

Во-вторых, сырая нефть на границе Беларуси и России становится дороже на величину увеличенного налога на добычу полезных ископаемых. Это больно бьет по финансам Нафтана и Мозырского НПЗ.

Раньше конкурентным преимуществом наших НПЗ была именно дешевая российская нефть. Однако к 2024 году сырье начнет поступать на заводы по мировым ценам. В отличие от России, у нас нет средств, чтобы компенсировать потери заводам за счет отрицательных акцизов или чего-то подобного.

Впервые за много лет НПЗ окажутся на европейских рынках в жесткой конкурентной среде. По оценкам правительства при цене на нефть 60 USD за баррель общие потери бюджета к 2024 году составят 3 млрд USD, потери НПЗ — 6 млрд USD.

Отсюда вытекают весьма скромные оценки Минфина Беларуси по исполнению консолидированного бюджета на 2020—2022 гг. Расчеты финансистов дают, что доходы республиканского и местных бюджетов в 2020 году вырастут в номинале всего на 1,1%, в 2021-м — на 3,2%, в 2022-м — на 3,1%.

Нацбанк собирается стабилизировать годовую инфляцию на уровне около 5%. Дефлятор ВВП, который отражает рост цен во всей экономике, может быть еще выше. Соответственно, в 2020—2022 гг. Беларусь получит реальное падение доходов бюджета.

К слову, сокращение доходов идет уже в 2019 году. За первую половину 2019-го доходы консолидированного бюджета выросли на 3,6% в номинале, но в реальном выражении уменьшились на 3,1%.

Получается, что как минимум 4 года подряд доходы бюджета Беларуси будут непрерывно падать к предыдущему периоду. Чем это грозит обычным людям?

Правительство заверяет, что социальная направленность бюджета останется и расходы на зарплаты бюджетникам продолжат расти. Но в бюджете чаще всего не бывает так, что можно существенно увеличить одни расходы, не подрезав другие.

В Беларуси такой «жертвой» бюджета стали капитальные расходы на разнообразные инвестиционные цели. Недофинансирование инфраструктуры обычно вызывает негатив не сразу, а в среднесрочном периоде. Тогда проблемы начинают валиться на голову как из рога изобилия.

Власти осознают, что бесконечно долго так продолжаться не может и пробуют заместить часть капитальных расходов кредитами международных финансовых организаций. Впрочем, такое сотрудничество ставит власти в зависимое положение.

Европейский банк реконструкции и развития уже сейчас намекает, что содержание программы ЕБРР на 2020—2023 гг. зависит от того, какие успехи власти покажут в деле приватизации Белинвестбанка, Банка Дабрабыт и некоторых предприятий в реальном секторе. Не будет реального прогресса — не будет кредитных ресурсов в прежних объемах.

Кого тогда придется «раскулачивать» белорусским властям? Думаем, вопрос имеет риторический характер.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2019-11-06


Новости по теме: