USD нал EUR нал
3,2380 / 3,2450 3,4800 / 3,4900
Курсы валют Нацбанка РБ
03 мая04 мая
1 USD 3,2354 3,2354 0,0000
1 EUR 3,4633 3,4633 0,0000
100 RUB 3,4920 3,4920 0,0000
10 CNY 4,4376 4,4376 0,0000
10 PLN 7,9950 7,9950 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
02 мая03 мая
USD 91,7791 92,0538 +0,2747
EUR 98,0270 98,6447 +0,6177
BYN 28,3803 28,4521 +0,0718
CNY 12,5657 12,6821 +0,1164
PLN 22,8051 22,7439 −0,0612

все курсы валют

Кормим кредиторов. Беларусь удвоила расходы на обслуживание госдолга

Минфин Беларуси опубликовал детальные данные по исполнению бюджета в 2017 году. banki24.by вытянули из отчета министерства самую интересную информацию.

Белорусский Минфин традиционно выделяет статистику по консолидированному и республиканскому бюджетам. Консолидированный бюджет Беларуси объединяет в себе республиканский и местные бюджеты — от областных до бюджетов сельсоветов. В 2017 году доходы консолидированного бюджета поделились примерно пополам: 51,8% пришлось на республиканский и 48,2% — на местные.

Исполнение бюджета означает перераспределение части от всех заработанных в экономике денег. В 2017 году через консолидированный бюджет прошло 30,1% ВВП по доходам и 27,3% — по расходам. Разницу в 2,8% ВВП составил профицит бюджета. По плану профицит бюджета направляется на погашение госдолга.

В последние годы ради сохранения профицита Минфин идет на урезание расходов бюджета, даже если план по доходам перевыполняется. В 2017 году профицит достиг рекордной отметки — 2,9 млрд BYN. Для сравнения: в 2014-ом консолидированный бюджет удалось свести с профицитом в 813 млн BYN.

Почти весь профицит приходится на республиканский бюджет — 2,8 млрд BYN. И это немудрено: именно Минфин платит по внешним долгам, а не местные власти.

Увеличение размеров профицита бюджета — объективная вещь. Долговая нагрузка на Беларусь стабилизировалась на высоких значениях и не будет падать в ближайшие годы. Не снижается нагрузка на реальный сектор: выплаты по внешнему долгу в 2018 году измеряются в миллиардах долларов.

К тому же, гарантированные властями долги госпредприятий легко перетекают из категории корпоративных в государственные. Причиной являются слабая платежная дисциплина компаний и проваленная модернизация промышленных гигантов.

Проблемой гарантированных долгов давно обеспокоены в МВФ и Евразийском банке развития. Однако власти пока отмахиваются от предупреждений международных организаций.

Пока одни предприятия оплачивают кредиты и займы по полной программе, другим правительство прощает многомиллионные долги в валюте. Но и после прощения долгов к началу 2018-го долг предприятий перед Минфином по переуступленным внешним займам и гарантиям составил 488 млн USD.

В итоге расходы на обслуживание госдолга постоянно увеличиваются и в денежном, и в процентном выражении. В 2017 году расходы на эти цели составили 2,1 млрд BYN, или 7,3% всех расходов консолидированного бюджета. В 2014-ом было потрачено 816 млн BYN, или 3,9%.

По отношению к ВВП объем расходов удвоился — с 1% в 2014-ом до 2% в 2017-ом. То, что экономика Беларуси начала расти в 2017 году, затормозило рост доли трат на госдолг, но не привело к ее снижению.

Так как главное долговое бремя лежит на Минфине, его расходы составили львиную долю от совокупных по системе. На обслуживание госдолга из республиканского бюджета в 2017 году ушло 1,9 млрд BYN против 707 млн BYN в 2014-ом.

На выплаты по госдолгу из расходов республиканского бюджета пришлось изъять 11%. С 2014-го по 2017-ый в 2 раза увеличился удельный вес трат на обслуживание госдолга в ВВП — с 0,9% до 1,8%. Останься эти деньги в экономике, рост ВВП явно был бы выше.

2018-04-02


Новости по теме: