Курсы валют Нацбанка РБ
08 дек09 дек
1 USD 1,9789 1,9746 −0,0043
1 EUR 2,1220 2,1262 +0,0042
100 RUB 3,0954 3,1155 +0,0201
10 PLN 4,7826 4,8036 +0,0210

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
08 дек09 дек
USD 63,9114 63,3901 −0,5213
EUR 68,5002 68,2458 −0,2544
BYN 32,3030 32,0881 −0,2149
PLN 15,3500 15,3994 +0,0494

все курсы валют

Fitch: банковский сектор Беларуси фундаментально слаб

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings планирует обновить рейтинги белорусских банков в третьем квартале этого года. Старший директор московского офиса рейтингового агентства Ольга Игнатьева рассказала корреспонденту БелаПАН, какие тенденции аналитики Fitch наблюдают сегодня в банковской системе Беларуси.

— Международное агентство Fitch Ratings рейтингует в Беларуси крупнейшие банки (госбанки и банки с российским капиталом). О каких тенденциях свидетельствует финансовая отчетность, которую они вам предоставляют?

— Одна из тенденций, которую мы наблюдаем — ухудшение качества активов белорусских банков. На это в первую очередь оказывает влияние экономическая ситуация в стране.

Банковские кредиты, выданные в том числе на льготных условиях, проходят сегодня проверку временем. Большая закредитованность заемщиков и продолжающаяся девальвация негативно влияют на способность белорусских предприятий своевременно выполнять обязательства перед банками.

Центральный банк Беларуси говорит сегодня о том, что кредиты должны выдаваться только под валютоокупаемые проекты. Формально это условие выполняется, но, по нашему мнению, по факту в ряде случаев это не всегда так.

Например, если обязательства белорусских заемщиков номинированы в долларах, а выручка — в российских рублях, валютный риск никуда не исчезает, поскольку российский рубль — достаточно уязвимая сегодня валюта.


— Согласно вашим наблюдениям, рост необслуживаемых кредитов — тренд, характерный для всех крупнейших банков Беларуси, или в наибольшей степени он коснулся банков, которые обслуживают госпрограммы?

— Ухудшение качества активов затронуло кредиты, которые выдавались абсолютно разным секторам экономики. По кредитам в рамках госпрограмм ситуация неоднозначная.

В ряде случаев такие заимствования предоставлялись в рублях, соответственно, там нет валютного риска. Кроме этого, часто по кредитам, выданным в рамках госпрограмм, государство субсидирует процентные платежи, банки предоставляют льготные периоды погашения основного долга.

Соответственно, по некоторым госпрограммам рост проблемных активов прослеживается в меньшей степени, хотя реальное качество активов там может быть даже хуже, чем по тем кредитам, которые предоставлялись на рыночных условиях.


— В первом квартале Fitch присвоил Беларуси долгосрочный суверенный кредитный рейтинг на уровне «B-», который отражает значительную уязвимость Беларуси к внешним шокам, но при этом свидетельствует об относительно хорошем состоянии госфинансов. Какова вероятность того, что рейтинги белорусских банков, которые вы планируете обновлять в третьем квартале, останутся на уровне рейтинга страны?

— Сейчас кредитный рейтинг белорусских банков аналогичен суверенному и уровню «странового потолка».

Оценивая крупнейшие банки Беларуси, мы учитываем потенциальную поддержку, которую они могут получить со стороны государства (для государственных банков) и со стороны материнских банков (в случае банков с иностранным капиталом). Поэтому рейтинги банков зависят от уровня суверенного рейтинга или «странового потолка».

Кроме этого, мы учитываем, насколько сильно банки зависят от экономической ситуации внутри страны и внешних факторов, а существенные риски на госсектор (более 50% активов банковского сектора) усиливают привязку кредитоспособности банков к кредитоспособности суверенного эмитента.

Сегодня рейтинги белорусских банков относительно низки и уже учитывают значительные риски. Если произойдет резкое ухудшение качества активов белорусских банков, если эти проблемы будут оказывать существенное давление на капитал или усилится давление на валютную ликвидность банков, при отсутствии соответствующей поддержки со стороны акционеров, рейтинги белорусских банков могут быть снижены. На данный момент мы не видим оснований для таких решений.


— В Беларуси сегодня по инициативе Национального банка международные аудиторские компании проводят независимую оценку качества активов белорусских банков. Вы будете просить Нацбанк предоставить результаты этой оценки? По опыту других стран, результаты независимой оценки коммерческих банков влияют на их рейтинги?

— У нас состоялась встреча с представителями Национального банка, в ходе которой мы выразили желание получить результаты независимой оценки качества активов белорусских банков. Окончательное решение по этому вопросу будет принимать регулятор.

В Европе, когда проходила диагностика крупных банков, результаты стресс-тестов были обнародованы по каждому такому банку, и мы в том числе использовали эти данные при оценке кредитоспособности данных финансовых институтов.


— Каков у вас прогноз относительно изменения качества активов белорусских банков?

— Мы ожидаем, что доля проблемных активов белорусских банков будет постепенно подрастать. Экономическая ситуация пока не улучшается. И даже если во втором полугодии экономика начнет восстанавливаться, качество кредитного портфеля, вероятно, будет продолжать некоторое время еще ухудшаться, что будет следствием влияния на банки предыдущих стрессов.


— Более 60% банковских активов в Беларуси приходится на крупнейшие государственные банки. Сегодня Нацбанк публично говорит о том, что некоторым банкам, в частности «Белагропромбанку», может потребоваться докапитализация. Как вы оцениваете возможности государства в Беларуси оказывать поддержку своим банкам?

— До сих пор мы видели, что такая поддержка в том или ином виде существовала, и нет оснований полагать, что ее не будет. Просто в зависимости от ситуации могут быть разные формы поддержки.

В отношении отдельных белорусских банков мы ранее видели шаги как по их докапитализации, так и меры по расчистке их баланса за счет передачи проблемных активов Банку развития. Кроме этого, в 2015 году мы наблюдали, как часть обязательств предприятий перед банками была рефинансирована за счет увеличения внутреннего госдолга.

Сегодня обсуждается очередной шаг в этом направлении. Речь идет о создании Агентства по управлению активами, которому планируется передать проблемные долги предприятий агросектора. Если эти проблемные активы уйдут с балансов банков, очевидно, финансовая устойчивость белорусских госбанков улучшится.


— Миссия МВФ и Всемирного банка, которая в апреле занималась оценкой финансового сектора Беларуси, рекомендовала создать из высших должностных лиц правительства и Нацбанка Совет по обеспечению финансовой стабильности. На ваш взгляд, какие шаги властям Беларуси следует предпринять с учетом трендов, наблюдаемых в банковском секторе?

— Мы рекомендаций не даем, однако во время нашей дискуссии с Нацбанком мы обратили внимание регулятора на ситуацию с валютным кредитованием. Риски увеличиваются, и не всегда, по нашему мнению, существует адекватная оценка валютоокупаемости тех проектов, которые финансируют белорусские банки.


— Как на сегодняшний день вы оцениваете устойчивость банковского сектора Беларуси?

— Мы оцениваем банковский сектор как фундаментально слабый. Риски банковского сектора, которые прямо или косвенно связаны с финансами государства, очевидны. Ухудшение суверенной кредитоспособности может оказывать существенный негативный эффект на банковский сектор, так как это будет означать снижение способности государства оказывать поддержку госсектору и госбанкам, которые, как было отмечено, составляют более 60% активов банковского сектора.

Источник: naviny.by

2016-06-07