Курсы валют Нацбанка РБ
15 апр16 апр
1 USD 3,0855 3,0827 −0,0028
1 EUR 3,5110 3,4947 −0,0163
100 RUB 3,6572 3,6618 +0,0046
10 PLN 8,2103 8,1577 −0,0526
10 CNY 4,1945 4,1880 −0,0065

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
15 апр16 апр
USD 82,7671 82,3003 −0,4668
EUR 94,1635 93,6844 −0,4791
BYN 26,8245 26,6975 −0,1270
PLN 22,0336 21,8350 −0,1986
CNY 11,2274 11,1640 −0,0634

все курсы валют

Белорусы все чаще выбирают евразийское

Растет тяга белорусских потребителей к товарам из евразийских стран. Особенно это видно по продукции, которую не относят к питанию.

По итогам 2024 года удельный вес продаж товаров отечественного производства организациями торговли составил 56,4%, в том числе продовольственных — 76,3%, непродовольственных — 37,3%.

По сравнению с 2023-м доля белорусских товаров в продажах упала. В том году она была равна 59,5%.

Во многолетней динамике тоже уменьшение — еще в 2013 году потребители в организациях торговли выбирали белорусское в 71,0%, из них продтовары — 83,2%, непродтовары — 55,1%.

Доля продаж madeinBelarus в целом ушла на минимум за 10+ лет. Это же произошло с продажами продовольственных и непродовольственных товаров в отдельности.

Отскок доли белорусских товаров наблюдался в 2022—2023 гг. на фоне санкций и контрсанкций, а также наладки логистики параллельного импорта. В 2024-м тренды потребления стали прежними.

Кто же отгрызает долю на товарных полках? При полузакрытых погранпереходах с ЕС это прежде всего продукция из стран ЕАЭС и Китая. В ЕАЭС кроме Беларуси входят Армения, Казахстан, Кыргызстан и Россия. То есть белорусы с охотой берут товары евразийского производства.

Повышенный спрос на евразийские товары в РБ хорошо заметен в оперативной статистике. По итогам 11 месяцев 2024-го рост розничных продаж по группировке компаний, в которую входят крупные маркетплейсы с российским и китайским капиталом, составил без малого 36% г/г.

В Минске раскладка еще более выпуклая. В столице доля продажи товаров отечественного производства составила 41,5%, из которых пищевые товары, напитки и табак — 71,7%, непродовольственные товары — 24,4%.

Наиболее крепкие позиции белорусские производители сохранили в таких нишах, как яйца (100%), свинина (99,97%), сливочное масло (99,9%), мясо домашней птицы и дичи (99,9%), говядина (99,9%), пищевые субпродукты (99,7%), сахар и сахарозаменители (99,5%), плодовые вина (99,4%), водка (99,2%), моторное топливо (99,0%), пиломатериалы (95,5%), сыры (95,2%).

Реже остальных в торговой сети продавались отечественные подержанные легковые автомобили (7,9%), растительное масло (10,6%), рыба (14,7%), свежие фрукты и орехи (15,4%), трикотажная одежда (19,4%), бытовые стиральные машины и машины для сушки одежды (20,0%), парфюмерно-косметическая продукция и туалетные принадлежности (21,5%), велосипеды (23,5%), телевизоры (24,2%), обувь (26,3%), гречневая крупа (32,9%) и т. д.

2025-01-27