Белорусы перенаправили валютные потоки. Финансовый сектор начал экспансию за границу.
На 1 февраля чистые иностранные активы депозитных организаций (помимо НБРБ) составили 974,4 млн USD в экв. Максимум активов за доступный период наблюдений был установлен месяцем ранее – на 1 января (1,320 млрд USD в экв.).
По отношению к 1 февраля прошлого года размер нетто-активов системы бодро вырос (+1,934 млрд USD). На начало 2023-го чистые активы были эквивалентны -1,093 млрд USD (находились ниже нулевой отметки).
Отрицательное значение чистых иностранных активов говорит о том, что активы за кордоном меньше зарубежных пассивов. Положительная сумма чистых иностранных активов указывает на обратное.
К отчетной дате чистые активы системы только 10 раз за наблюдаемую историю замеров были положительными. Перефразируем: банки синеокой стали должны иностранным партнерам меньше, чем иностранцы должны им. Что-то подобное фиксировалось разве что 20+ лет назад (до начала кредитного бума за счет валютных заимствований).
Чистые иностранные активы коммерческих банков находились около минимума в 2014-м. До зимы 2014-2015 гг. монетарные власти способствовали мощному притоку заимствований, которые поступали в том числе в виде кредитных линий из зарубежья.
Этот локальный минимум состоялся на 1 мая 2014-го и был равен -7,147 млрд USD в эквиваленте. Значит за 9+ лет финансовая система улучшила свою позицию по балансу иностранных активов на 8,122 млрд USD в экв.
За счет чего произошло такое важное событие, с достоверностью неизвестно. С лета 2022 года монетарный регулятор не публикует структуру иностранных активов и пассивов.
Опций может быть не одна, а несколько. Во-первых, благодаря росту требований к нерезидентам. Понятно, что в условиях санкций эти нерезиденты скорее всего из группы дружественных/нейтральных стран.
Во-вторых, за счет уменьшения обязательств перед нерезидентами. Это возможно при условии массового погашения кредитов, которые были взяты у иностранцев.
В-третьих, не исключаема некая пропорция из предложенных опций. В реальности микс возможных опций может быть самого различного свойства.
К сведению: чистые иностранные активы — это сальдо активных и пассивных операций органов денежно-кредитного регулирования (справедливо для Нацбанка) и депозитных организаций (коммерческих банков, Банка развития) с нерезидентами. Результат активных операций виден по «требованиям к нерезидентам», пассивных операций — по «обязательствам перед нерезидентами».
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!