Сжатие импортных поставок в РБ осталось далеко позади. В текущем году синеокая близка к удвоению товарных показателей.
Оперативные данные о внешней торговле отражают мощнейший приток импорта из региона вне СНГ. По отечественной методологии к этой группе стран относятся все, кроме самой Беларуси, Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины.
Информация о торговле товарами выходит со значительным лагом во времени. Поэтому в начале июня стала доступной сводка по состоянию на 1 мая.
Новые данные по ввозу товаров в страну демонстрируют любопытную динамику. И эта динамика весьма хороша для Беларуси, которую обложили санкциями на экспорт и импорт.
Смотрите сами: за январь денежный объем импорта из стран за пределами СНГ поднялся на 47,6%, за февраль подскочил на 34,3%, за март — на 88,1%, за апрель — на 86,0%.
Справка: в 2022 году Белстат перестал опубличивать изменение физических объемов внешней торговли, а также динамику цен экспорта и импорта. Кроме того, в
Взлет импорта в 2023 году связан с эффектом низкой базы в марте—июле. Напомним, в феврале прошлого года литовцы сослались на американские запреты и прекратили транзит калийных удобрений в Клайпедский порт. Затем весной на синеокую обрушились пакеты санкций Евросоюза.
Однако правительство Беларуси быстро сориентировалось и навело торговые мосты со странами Азии, прежде всего с Китаем и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). Это позволило не обвалить вниз индикаторы диверсификации товарных потоков.
Уже известно, что по итогам 2022 года товарооборот одной Витебской области с ОАЭ вырос в 97 раз и составил 2,4 млрд USD в экв. Доля ОАЭ в экспорте региона достигла 49%, при этом на Россию пришелся 31%.
Бурный рост показывают поставки по железной дороге в направлении Китая. Генеральный директор ОТЛК ЕРА Алексей Гром сообщал в мае, что развиваются экспортные маршруты в Китай, в частности, перевозка минеральных удобрений из Беларуси в Китай транзитом через Казахстан. По словам гендиректора, начинали с нескольких поездов, а сегодня отправляют уже до 100 составов ежемесячно.
Справка: ОТЛК ЕРА — это оператор железнодорожных контейнерных сервисов, который на паритетных началах принадлежит РБ, РФ и Казахстану. Компания оперирует на коридорах «Китай — Европа» и «Китай — ЕАЭС».
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!