Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

Белорусские флагманы сообщили о зеленых ростках

Флагманские компании РБ рассказали о финансовых результатах за 3 квартала. В 2022 году ослабляется доминирование малорентабельных бизнесов.

Один из главных финансовых показателей любой компании — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж отражает какую прибыль предприятие получает на единицу выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность работы бизнеса.

Также рентабельность ценна тем, что показывает эффективность работы компании без учета долговой нагрузки. Если долговая нагрузка велика, но рентабельность стабильно высока, бизнес имеет хорошие шансы на выживание при условии облегчения долгового бремени. Если же и нагрузка высока, и рентабельность на протяжении лет низка или отрицательна, шансы на выживание уменьшаются во времени.

За январь—сентябрь 2022 года средняя рентабельность продаж среди флагманов составила 8,9% (против 8,0% в 2021 году по Белстату). Отметим, что в 3 квартале статистика зафиксировала последовательное снижение средней рентабельности: за июль она составила 10,2%, за август — 9,8%, за сентябрь — 8,7%.

Пиковый показатель по средней рентабельности в 2022 году пока остается за июнем (11,0%). Кстати, схожая картина наблюдалась и годом ранее: пик рентабельности в июне и ее падение в течение 3 квартала.

При этом медианная рентабельность меньше, что отражает доля предприятий с отрицательной и низкой рентабельностью. Компании с отрицательной или малой (0–5%) рентабельностью входят в круг уязвимых бизнесов в кризисные периоды.

По итогам 9 месяцев 18,7% флагманских компаний Беларуси были нерентабельными (зафиксировали убытки от реализации продукции), а 30,3% имели рентабельность в пределах 0–5%.

Совокупный удельный вес нерентабельных и низкорентабельных флагманов по стране составил 49%. Это значит, что медиана по рентабельности стала немного выше 5%.

На другом полюсе от этой группы находятся высокодоходные бизнесы. В январе—сентябре 2022-го 9,4% флагманов показали рентабельность 20+%, а 3,4% флагманов — рентабельность 30+%.

Низкорентабельные и нерентабельные флагманы встречались с самой низкой частотой в Гродненской области. За 9 месяцев флагманские компании западного региона отчитались о 39,7% таких бизнесов.

В Минске доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 43,7%. Параллельно Минск остался лидером по доле высокодоходных компаний. В столице 14,1% флагманов рассказали о рентабельности продаж от 20%, а 7,4% флагманов — о рентабельности от 30% и более.

Иная ситуация сложилась в Могилевской области. В этом регионе отмечались самая высокая доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов (61,4%) и самые низкие доли высокодоходных флагманов (5,6% с рентабельностью от 20% и 1,4% с рентабельностью 30+%).

2022-11-16


Новости по теме: