Курсы валют Нацбанка РБ
09 июл10 июл
1 USD 2,9569 2,9524 −0,0045
1 EUR 3,4722 3,4584 −0,0138
100 RUB 3,7714 3,7644 −0,0070
10 PLN 8,1800 8,1529 −0,0271
10 CNY 4,1005 4,0909 −0,0096

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
09 июл10 июл
USD 78,1682 78,1727 +0,0045
EUR 91,9667 91,4175 −0,5492
BYN 26,4359 26,4777 +0,0418
PLN 21,6323 21,5959 −0,0364
CNY 10,8597 10,8494 −0,0103

все курсы валют

Медиана рентабельности стала выше 5%

Валообразующие предприятия Беларуси сообщили о финансах за две трети года. По рентабельности у флагманов есть улучшение общей картины.

Один из главных финансовых показателей любой компании — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж отражает какую прибыль предприятие получает на единицу выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность работы бизнеса.

Также рентабельность ценна тем, что показывает эффективность работы компании без учета долговой нагрузки. Если долговая нагрузка велика, но рентабельность стабильно высока, бизнес имеет хорошие шансы на выживание при условии облегчения долгового бремени. Если же и нагрузка высока, и рентабельность на протяжении лет низка или отрицательна, шансы на выживание уменьшаются во времени.

За январь—август 2022-го средняя рентабельность продаж среди флагманов составила 9,0% (при 8,0% в 2021-м по Белстату). При этом медианная рентабельность меньше, что отражает доля предприятий с отрицательной и малой рентабельностью.

Компании с отрицательной или малой (0–5%) рентабельностью входят в круг уязвимых бизнесов в кризисные периоды. Неслучайно чиновники часто выделают эту группу предприятий из общей массы и обращают на нее пристальное внимание.

По итогам 8 месяцев 19,6% флагманских компаний Беларуси были нерентабельными (зафиксировали убытки от реализации продукции), а 30,0% имели рентабельность в пределах 0–5%.

Совокупный удельный вес нерентабельных и низкорентабельных флагманов по стране за малым не достиг 50%. Это значит, что медиана по рентабельности стала чуть выше 5%.

На другом полюсе от этой группы находятся высокодоходные бизнесы. В январе—августе 2022 года 9,8% флагманов показали рентабельность 20+%, а 3,5% флагманов — рентабельность 30+%.

Низкорентабельные и нерентабельные флагманы встречались с самой низкой частотой в 2022-м в Гродненской области. За 8 месяцев флагманские компании отчитались о 40,1% таких бизнесов по региону.

В Минске доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 43,7%. Одновременно Минск был лидером по доле высокодоходных компаний. В столице 14,5% флагманов рассказали о рентабельности продаж от 20% и более, а 7,5% флагманов — о рентабельности от 30% и более.

Иная ситуация сложилась в Могилевской области. В этом регионе отмечались самая высокая доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов (62,3%) и самые низкие доли высокодоходных (5,6% с рентабельностью 20+% и 1,5% с рентабельностью 30+%).

2022-10-14