USD нал EUR нал
2,9600 / 2,9620 3,4350 / 3,4390
Курсы валют Нацбанка РБ
14 окт15 окт
1 USD 2,9869 2,9663 −0,0206
1 EUR 3,4631 3,4275 −0,0356
100 RUB 3,6895 3,7090 +0,0195
10 PLN 8,1270 8,0434 −0,0836
10 CNY 4,1757 4,1365 −0,0392

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
14 окт15 окт
USD 80,8548 79,9589 −0,8959
EUR 93,9181 92,6816 −1,2365
BYN 27,0698 26,9558 −0,1140
PLN 21,9935 21,6708 −0,3227
CNY 11,2816 11,1190 −0,1626

все курсы валют

Медиана рентабельности стала выше 5%

Валообразующие предприятия Беларуси сообщили о финансах за две трети года. По рентабельности у флагманов есть улучшение общей картины.

Один из главных финансовых показателей любой компании — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж отражает какую прибыль предприятие получает на единицу выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность работы бизнеса.

Также рентабельность ценна тем, что показывает эффективность работы компании без учета долговой нагрузки. Если долговая нагрузка велика, но рентабельность стабильно высока, бизнес имеет хорошие шансы на выживание при условии облегчения долгового бремени. Если же и нагрузка высока, и рентабельность на протяжении лет низка или отрицательна, шансы на выживание уменьшаются во времени.

За январь—август 2022-го средняя рентабельность продаж среди флагманов составила 9,0% (при 8,0% в 2021-м по Белстату). При этом медианная рентабельность меньше, что отражает доля предприятий с отрицательной и малой рентабельностью.

Компании с отрицательной или малой (0–5%) рентабельностью входят в круг уязвимых бизнесов в кризисные периоды. Неслучайно чиновники часто выделают эту группу предприятий из общей массы и обращают на нее пристальное внимание.

По итогам 8 месяцев 19,6% флагманских компаний Беларуси были нерентабельными (зафиксировали убытки от реализации продукции), а 30,0% имели рентабельность в пределах 0–5%.

Совокупный удельный вес нерентабельных и низкорентабельных флагманов по стране за малым не достиг 50%. Это значит, что медиана по рентабельности стала чуть выше 5%.

На другом полюсе от этой группы находятся высокодоходные бизнесы. В январе—августе 2022 года 9,8% флагманов показали рентабельность 20+%, а 3,5% флагманов — рентабельность 30+%.

Низкорентабельные и нерентабельные флагманы встречались с самой низкой частотой в 2022-м в Гродненской области. За 8 месяцев флагманские компании отчитались о 40,1% таких бизнесов по региону.

В Минске доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 43,7%. Одновременно Минск был лидером по доле высокодоходных компаний. В столице 14,5% флагманов рассказали о рентабельности продаж от 20% и более, а 7,5% флагманов — о рентабельности от 30% и более.

Иная ситуация сложилась в Могилевской области. В этом регионе отмечались самая высокая доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов (62,3%) и самые низкие доли высокодоходных (5,6% с рентабельностью 20+% и 1,5% с рентабельностью 30+%).

2022-10-14