Флагманские компании сообщили о финансовых результатах за половину года. Среди прочего стали известны концентрации нерентабельных компаний.
Один из главных финансовых показателей любой компании – это рентабельность продаж. Рентабельность продаж отражает какую прибыль предприятие получает на единицу выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность работы бизнеса.
Рентабельность ценна также тем, что показывает эффективность работы компании без учета долговой нагрузки. Если долговая нагрузка велика, но рентабельность стабильно высока, бизнес имеет хорошие шансы на выживание при условии облегчения долгового бремени. Если же и нагрузка высока, и рентабельность на протяжении лет низка или отрицательна, шансы на выживание уменьшаются во времени.
За январь-июнь 2022-го средняя рентабельность продаж среди флагманов составила 8,6% (против 7,9% в 2021-м по Белстату). При этом медианная рентабельность ниже, что отражает доля предприятий с отрицательной и малой рентабельностью.
Компании с отрицательной или малой (0-5%) рентабельностью входят в круг уязвимых бизнесов в кризисные периоды. Неслучайно чиновники часто выделают эту группу предприятий из общей массы и обращают на нее пристальное внимание.
По итогам 6 месяцев 21,5% флагманских компаний Беларуси были нерентабельными (зафиксировали убытки от реализации продукции), а 30,8% имели рентабельность в пределах 0-5%.
Совокупный удельный вес нерентабельных и низкорентабельных флагманов по стране составил 52,3%. Это значит, что медиана по рентабельности была ниже 5%.
На другом полюсе от этой группы находятся высокодоходные бизнесы. В январе-июне 2022 года 9,2% флагманов показали рентабельность 20+%, а 3,5% флагманов – рентабельность 30+%. Таким образом, доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов была в 4,1 раза выше, нежели удельный вес высокорентабельных.
В 2022 году низкорентабельные и нерентабельные флагманы с самой низкой частотой встречались в Гродненской области. За 6 месяцев статистика зафиксировала в регионе 45,4% таких бизнесов.
По Минску доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 45,7%. Одновременно Минск выступил лидером по доле высокодоходных компаний. В столице 13,9% флагманов рассказали о рентабельности продаж от 20% и более, а 7,5% флагманов – о рентабельности от 30% и более.
Иная ситуация сложилась в Могилевской области. В этом регионе отмечалась самая высокая доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов (63,4%) и малая доля высокодоходных (5,8% с рентабельностью 20+%, 2,2% с рентабельностью 30+%). Известно, что Могилевщина занимала последнее место по размеру средней зарплаты при максимальной трудовой нагрузке по Беларуси.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!