В стране обновились данные о валютных активах, состоянии валютного рынка и валютных депозитах. В массиве этой информации есть много интересного.
ЗВР Беларуси по методологии МВФ выросли между 1 апреля и 1 мая на 189,4 млн USD. При этом наиболее ликвидная компонента официальных резервов увеличилась на 265,3 млн USD. В минус резервы потянуло снижение котировок золота и удешевление SDR в USD-эквиваленте.
В сообщении НБРБ о ЗВР не было отсылки о поддержке резервов за счет продажи валютных гособлигаций. Ранее Минфин отчитывался, что за 1 квартал продажа таких ценных бумаг была равной нулю. Видимо, «безголевая» серия продолжилась в апреле.
Самая ликвидная часть резервов к 1 мая составила 3,084 млрд USD. Ее пополнению в апреле способствовала благоприятная расстановка сил на внутреннем валютном рынке.
В прошлом месяце Нацбанк стал чистым покупателем валюты на биржевых торгах. По нашим оценкам, покупка валюты на нетто-основе превысила 0,4 млрд USD в эквиваленте.
Информация о ходе валютных торгов за первую половину мая позволяет говорить, что НБРБ пока остается чистым покупателем валюты и в текущем месяце.
Также регулятор сообщил, что за апрель-2022 правительство заплатило по валютным долгам всего 70 млн USD в эквиваленте. Это минимальная сумма за всю историю публикации такой статистики (более чем 50 месяцев).
Справочно: 14 марта был принят указ №93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». Согласно указу №93 в случае введения странами ограничительных мер, которые предполагают фактическое замораживание инвестпроектов в Беларуси, приостановку их финансирования, лишение технической возможности проведения расчетов по госдолгу в валюте, Минфину, банкам-агентам, иным юрлицам предоставлено право по решению Совмина обеспечивать исполнение обязательств перед такими странами в белорусских рублях.
Ранее на погашение госдолга в 2022 году власти планировали направить 2,453 млрд USD, на обслуживание – 1,246 млрд USD. Общие платежи по госдолгу ожидались на уровне 3,698 млрд USD в эквиваленте (по курсу бюджета – 2,8279 BYN за 1 USD).
Совокупная доля выплат по госдолгу в пользу РФ, КНР и ЕФСР оценивалась в 58,5%. Однако в марте белорусский премьер Роман Головченко по итогам переговоров с российским премьером Михаилом Мишустиным сообщил, что «принято решение о реструктуризации и рассрочке государственных кредитов, которые предоставлялись Российской Федерацией и о переводе их с валюты в российские рубли».
По оценкам рейтингового агентства S&P, решение России сократило выплаты по внешнему долгу (как по процентам, так и по основному долгу) до 1,5 млрд USD в 2022 году. Согласно аналитикам S&P, долг в национальной валюте составляет менее 3% от общего объема долга Беларуси.
Официальные резервные активы и другие активы в иностранной валюте к 1 мая составили 8,493 млрд USD (+171,5 млн USD за месяц). За пределами ЗВР по методике МВФ власти держали 732,1 млн USD (-18 млн USD).
Внутри ЗВР на отчетную дату оставались депозиты в других национальных банках, БМР и МВФ (на 249,9 млн USD) и депозиты в банках с головным отделением за пределами Беларуси (2,184 млрд USD).
Чистые иностранные активы регулятора составили на 1 мая 6,461 млрд USD (-70 млн USD за месяц). Сокращение нетто-активов фиксируется 4 месяца подряд – всего за этот период они убавились на 1,148 млрд USD в эквиваленте.
Справочно: чистые иностранные активы — это сальдо активных и пассивных операций органов денежно-кредитного регулирования (в случае НБРБ) и депозитных организаций (в случае банков) с нерезидентами. Отрицательное значение чистых иностранных активов говорит о том, что активы за границей меньше зарубежных пассивов. Положительная сумма чистых иностранных активов свидетельствует об обратном.
По данным с 1 апреля по 1 мая сумма валютных депозитов физлиц сократилась на 79 млн USD в эквиваленте. После минус 628,1 млн USD в марте (максимальный отток за 100+ месяцев) это не так и много. Однако в целом отток наблюдается третий период кряду и за это время достиг 805,4 млн USD.
К слову, по мнению председателя Белорусского союза предпринимателей Александра Калинина, в «кубышках» у населения (вне банковской системы) насчитывались сбережения на сумму около 7 млрд USD.
Юрлица в апреле поменяли свое поведение. После притока валюты на депозиты в марте (+93,4 млн USD) за второй месяц весны из системы утекло 437,3 млн USD.
С начала 2022 года валютные депозиты физлиц в системе снизились на 727 млн USD. На ту же сумму в эквиваленте сократились и валютные депозиты юрлиц.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!