Это крупнейший годовой прирост денежной массы за 25 месяцев, рублей стало больше на 4,3 млрд BYN. Валютная часть денежной массы существенно сократилась.
Рублевая денежная масса в апреле-2022 по сравнению с апрелем-2021 увеличилась на 20,5%. Это наибольшая прибавка BYN-компоненты широкой денежной массы с марта 2020 года, когда рост составил 20,8%.
В пересчете на деньги рост рублевой денежной массы за скользящий год (12 месяцев) достиг 4,332 млрд BYN. Годом ранее прибавка в рублевой массе была равна всего 797,4 млн BYN (апрель к апрелю).
Справочно: статистика о состоянии денежной массы выходит в двух основных разрезах – на 1-е число месяца и в среднем за период. В первом случае данные могут быть подвержены календарным искажениям, так как начало месяца может выпадать на выходные дни.
Напротив, в усредненных показателях календарные пики чаще всего сглаживаются. Поэтому здесь мы используем информацию о денежной массе в среднем за апрель 2022 года и сравниваем с этим месяцем (если не указано иное).
Количество наличных денег в обороте возросло к апрелю 2021 года на 32,9%. Этот индикатор стал максимальным за 53 месяца – с ноября 2017 года. За скользящий год рост кэша в составе денежной массы составил 1,386 млрд BYN и это многолетний рекорд прироста (предыдущий продержался всего месяц).
В апреле-2022 доля наличности в денежном агрегате М1 составила 44,8% (многолетний рекорд), в рублевой денежной массе – 22% (близко к рекорду), в широкой денежной массе – 10,3% (многолетний рекорд).
Если перефразировать, то в апреле 2022 года десятая часть всей денежной массы находилась в наличной форме, а в рублевой денежной массе – каждый пятый рубль. Косвенно это говорит о снижении доверия населения и компаний к безналичным формам расчетов и сбережений.
По итогам апреля средние остатки наличных денег в обороте достигли рекордных 5,597 млрд BYN. Еще одно возможное объяснение этому росту – специфические операции с карточками банков-нерезидентов, о которых мы писали ранее.
Суть такова: в апреле существенно выросли объемы торгов евро на валютной бирже. В некоторые дни они били исторические максимумы. Как оказалось, некоторые лица в Беларуси использовали карточки банков-нерезидентов с целью конвертации валюты в BYN-рубли по выгодному курсу платежной системы, который существенно отличался от «внутреннего» курса в Беларуси.
Рост рублевой денежной массы привел к увеличению ее доли в широкой денежной массе. В среднем за апрель 2022 года такая доля составила 46,7%.
Зато валютная компонента денежной массы ощутимо сократилась. В Беларуси валюта в составе денежной массы представлена в основном депозитами. За скользящий год объем таких депозитов в USD-эквиваленте упал на 10,9%. В пересчете на номинальные доллары это минус 1,193 млрд USD.
Справочно: по белорусской методике депозиты юрлиц и физлиц делятся на переводные и другие. Переводные депозиты – это в основном счета до востребования: карт-счета граждан и расчетные счета предприятий.
Другие депозиты – это то, что можно отнести к вкладам в их народном понимании. Это деньги, которые положены в банки под некоторый процент и на определенный срок и как правило без возможности досрочно забрать вклад из банка.
В среднем по апрелю физлица держали в системе рублевые депозиты на 8,628 млрд BYN и валютные депозиты на 4,500 млрд USD в эквиваленте. Рублевые депозиты были представлены переводными на 3,247 млрд BYN и другими на 5,381 млрд BYN, валютные – переводными на 843,3 млн USD и другими на 3,656 млрд USD.
Как было указано выше, вкладами в обывательском понимании выступают только депозиты на 5,381 млрд BYN и 3,656 млрд USD соответственно.
За 12 месяцев переводные валютные депозиты физлиц сократились на 37,3%, другие – на 17%. В деньгах это эквивалентно 501,2 млн USD и 750,5 млн USD соответственно.
Таким образом, отток валюты физлиц из системы происходит сразу по обоим направлениям – и по карт-счетам/расчетным сетам, и по вкладам. Перетоки между этими формами есть, но они невелики.
Еще одно объяснение «растворению» валюты населения из системы – продажа наличной и безналичной валюты с выходом в рублевый кэш или на рублевые карт-счета. Статистика с валютного рынка последних месяцев подтверждает высокую вероятность такого варианта.
Исторический пик по сумме валютных вкладов физлиц (в USD-эквиваленте) отмечался в октябре 2015 года. С тех пор средние остатки на других депозитах населения в валюте упали на 4,172 млрд USD. В процентном выражении белорусы забрали из банков 53,3% валютных вкладов.
Апрельские остатки валюты на других депозитах (вкладах) населения в пересчете на доллары стали минимальными за 8 лет, на переводных депозитах физлиц – минимальными за 49 месяцев. Как показывает статистика Нацбанка, главные объемы депозитов в 2022 году удерживали люди пенсионного и предпенсионного возраста.
По словам председателя Белорусского союза предпринимателей Александра Калинина, в кубышках у населения (вне банковской системы) были сбережения на сумму около 7 млрд USD.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!