Флагманские компании страны сообщили о финансах в 2022 году. Прогнозируем, что с ними будет дальше.
Один из главных финансовых показателей бизнеса — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж представляет собой соотношение прибыли от реализации продукции и выручки за промежуток времени.
Как правило, чем выше рентабельность, тем эффективнее работает бизнес. В целом верно и обратное: ниже рентабельность — ниже эффективность бизнеса.
Рентабельность отражает, имеет ли компания прибыль с продаж или несет с продаж убытки. Если рентабельность отрицательна, то прибыли нет, а есть убытки, если положительна, то бизнес дает прибыль.
Рентабельность продаж показывает, насколько эффективно работает предприятие вне связи с долговой нагрузкой. Если рентабельность продолжительное время отрицательна или низка, то и с господдержкой бизнес имеет высокие шансы стать банкротом. Если рентабельность стабильно высока, бизнесу с высокой вероятностью будет нипочем и значительная долговая нагрузка.
В Беларуси данные о финансах крупных и средних компаний приходят с задержкой от окончания отчетного периода. Поэтому в апреле самая свежая информация относится к цифрам на 1 марта.
За 2 месяца 2022 года средняя рентабельность продаж у флагманов составила 8,5% (согласно Белстату). В январе-феврале 2021 года средний показатель по лидерским организациям был меньше – 7,4%.
Однако медианная рентабельность у флагманов Беларуси ниже средней. Это видно по доле нерентабельных (<0%) и низкорентабельных (0-5%) компаний в выборке – 57,6% за 2 месяца 2022 года. Это значит, что медиана по рентабельности продаж не достигла 5%.
За январь-февраль 2022-го самую высокую рентабельность продаж среди отраслей экономики показали горнодобывающая промышленность (32,7%), финансовая и страховая деятельность (28,3%), лесоводство и лесозаготовки (26,7%), операции с недвижимостью (20,2%), образование (19,3%), информация и связь (18,6%).
На другом конце рейтинга рентабельности находились воздушный транспорт (минус 31,1%), услуги по временному проживанию и питанию (минус 0,2%), розничная торговля (1,1%), водный транспорт (2,1%) и оптовая торговля (2,5%).
По сравнению с прошлым годом средняя рентабельность в экономике выросла на 1,1 п.п. Лидерами по росту рентабельности продаж в 2022 году стали горнодобывающая промышленность (+20,3 п.п.), финансовая и страховая деятельность (+4,8 п.п.), водный транспорт (+3,7 п.п.) и энергетика (+3,4 п.п.).
В январе-феврале 2022-го по доле флагманов с рентабельностью 30+% лидировала финансовая и страховая деятельность (44,4% компаний), а второе место заняли лесоводство и лесозаготовки (39,3% бизнесов).
По удельному весу флагманов с рентабельностью 20+% первенствовали те же отрасли экономики – лесоводство и лесозаготовки (75,9% бизнесов) и финансовая и страховая деятельность (44,4% компаний).
В 2022-м статорганы пока не выявили флагманы с рентабельностью 30% или выше в розничной торговле, на водном и воздушном транспорте, а также в услугах по временному проживанию и питанию (HoReCa).
С высокой вероятностью они снизятся по отношению к январским и февральским. Причины известны: боевые действия на территории Украины, рост цен на мировых товарных рынках, разрыв логистических цепочек и усиление санкций на белорусскую и российскую экономики.
Напомним, с 1 января действует продуктовое «эмбарго» Беларуси в отношении многих продуктов питания из Евросоюза, США, Канады, Норвегии, Албании, Исландии, Северной Македонии, Великобритании, Черногории, Швейцарии.
В декабре 2021 года вступили в силу санкции США в отношении Беларуськалия, а в апреле 2022 года вступают в силу санкции по Белорусской калийной компании и ее «дочке» в Украине. Также с февраля-2022 литовцы перекрыли транзит белорусских калийных удобрений в порт Клайпеды.
В марте Евросоюз объявил, что вводит санкции в отношении товаров, используемых для изготовления табачных изделий, минерального топлива, битума, газообразных углеводородных продуктов, хлористого калия, изделий из дерева, цемента, железа, стали, резиновых изделий.
В апреле Совет ЕС установил, что предприятиям автомобильного транспорта, учрежденным в Беларуси, запрещается перевозка грузов по территории Евросоюза, в том числе транзитом. Исключения из режима санкций коснулись некоторых грузов, список которых составили в ЕС.
С 16 апреля Беларусь ввела запрет на перемещение через таможенную границу ЕАЭС в РБ транспорта (автомобилей и тягачей), зарегистрированных в Евросоюзе. Исключение сделали по транспорту ЕС через определенные пункты пропуска в специально установленные места для грузовых операций и перецепки.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!