Регулятор рассказал о состоянии чистых иностранных активов системы на 1 апреля. Рассказываем о наиболее важных изменениях.
На 1 апреля 2022 года чистые иностранные активы Нацбанка упали до 6,531 млрд USD в эквиваленте. Это меньше, чем на 1 января (7,609 млрд USD), на 1 февраля (7,450 млрд USD) и на 1 марта (7,008 млрд USD).
Таким образом, чистые иностранные активы НБРБ сокращаются в долларовом выражении 3 месяца кряду. В совокупности за этот период нетто-активы Нацбанка снизились на 1,078 млрд USD.
Снижение чистых иностранных активов регулятора в марте 2022 года оказалось максимальным за 19 месяцев подряд. Более крупное падение наблюдалось по итогам августа 2020 года – минус 1,425 млрд USD.
В начале 2020 года (перед мировым кризисом) чистые иностранные активы Нацбанка достигли многолетнего максимума – 8,815 млрд USD. Однако за 2020 год они заметно уменьшились – до 7,280 млрд USD, так как НБРБ проводил валютные интервенции на бирже.
Справочно: чистые иностранные активы — это сальдо активных и пассивных операций органов денежно-кредитного регулирования (в случае НБРБ) и депозитных организаций (в случае банков) с нерезидентами. Результат активных операций виден по строке «требования к нерезидентам», пассивных операций — по строке «обязательства перед нерезидентами».
Отрицательное значение чистых иностранных активов говорит о том, что активы за границей меньше зарубежных пассивов. Положительная сумма чистых иностранных активов свидетельствует об обратном.
Требования к нерезидентам можно назвать валовыми иностранными активами регулятора. Соответственно, обязательства перед нерезидентами – это валовые пассивы.
Валовые иностранные активы НБРБ — это монетарное золото, валюта в Нацбанке и все виды размещения средств регулятора у нерезидентов (кредиты, проценты по ним, депозиты, корсчета Нацбанка в банках-нерезидентах, вложения в ценные бумаги нерезидентов, средства по РЕПО, участие в капитале банков-нерезидентов, кредиты и авансы, средства в расчетах по операциям с нерезидентами).
Валовые иностранные активы во многом пересекаются с ЗВР Беларуси, поскольку по методике МВФ ликвидные активы (валюта и монетарное золото) хранятся в банках с рейтингом не ниже инвестиционной категории по шкалам рейтинговых агентств Fitch Ratings, Standard and Poor’s и Moody's Investors Service. В Беларуси таких банков нет, следовательно, резервы могут перетекать на хранение за границей.
Валовые активы Нацбанка на 1 апреля уменьшились до 7,979 млрд USD. Снижение активов за 1 квартал составило 1,079 млрд USD. По сути, сокращение валовых активов НБРБ почти целиком обеспечило снижение чистых.
Чистые иностранные активы депозитных организаций (кроме регулятора) на 1 апреля составили минус 2,825 млрд USD в эквиваленте. Это больше, чем на 1 января 2022 года (минус 3,131 млрд USD).
На локальном минимуме чистые иностранные активы коммерческих банков находились в 2014 году. До кризиса зимы 2014-2015 гг. власти активно вкачивали в экономику кредиты, которые поступали в том числе в виде валютных линий из-за границы. В 2021-2022 гг. из-за санкций возможности банковской системы в данном отношении ощутимо снизились.
В июне 2021 года санкции Евросоюза были наложены на госбанки — Беларусбанк, Белагропромбанк и Белинвестбанк. ЕС запретил тамошним бизнесам покупать, продавать, предоставлять инвестиционные услуги и иметь дело с переводными ценными бумагами и инструментами денежного рынка со сроком погашения более 90 дней, если это касается подсанкционных субъектов.
9 марта 2022 года ЕС объявил, что отключает от SWIFT Белагропромбанк, Банк «Дабрабыт» и Банк развития, а также запрещает предоставлять Беларуси банкноты евро и закрывает транзакции с Нацбанком Беларуси.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!