Флагманы в сфере гостиниц и ресторанов сообщили о главных показателях по итогам 2021 года. Есть и первые результаты за 2022 год.
По белорусским методикам крупные и средние гостиницы и рестораны как правило классифицируются по виду деятельности «услуги по временному проживанию и питанию».
В международном обиходе для этого бизнеса принята аббревиатура HoReCa. HoReCa чаще всего расшифровывается как Hotel, Restaurant, Catering/Café. Далее мы используем это сокращение с целью удобства восприятия информации.
За январь 2022 года товарооборот сети общественного питания вырос к отметкам прошлого года на 8,1%. Однако этот рост был показан к низкой базе предыдущего года: в январе-2021 продажи общепита упали к 2020-му на 17,7%.
Средняя зарплата в отрасли существенно ниже, чем в целом по экономике. По данным Белстата за январь 2022 года она составила 1029 BYN при общем показателе 1478 BYN. При этом средний заработок в услугах по временному проживанию составил 977 BYN, в услугах общепита – 1046 BYN.
В 2021 году флагманы HoReCa увольняли людей практически с той же частотой, с какой брали на работу. За 2021 год количество принятых и уволенных составило по 17 тыс. человек, а коэффициент замещения уволенных принятыми – 99,5%.
Среднесписочное число работников за 2021 год упало к 2020 году на 2,1%. Средний показатель сокращения списков по экономике – 1,7%.
В Беларуси данные о финансах крупных и средних организаций приходят с задержкой от окончания отчетного периода. Поэтому в феврале самая свежая информация относится к статистике за минувший год.
Флагманы HoReCa за 2021 год заработали с продаж 20,2 млн BYN при выручке в 1,474 млрд BYN. Понятно, что с подобным соотношением прибыли и выручки средняя рентабельность в отрасли будет низкой.
По итогам 2021 года средняя рентабельность продаж в HoReCa составила +1,4%. В 2020 году средний показатель по отрасли был отрицательным – минус 1,8%.
За 2021 год 36,4% флагманов отрасли показали отрицательную рентабельность. Это значит, что они несли убытки от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Еще 42,1% флагманов отразили рентабельность продаж в пределах 0-5%.
В 2021-м только 2,5% флагманских компаний HoReCa отчитались о рентабельности продаж 20+% и всего 0,8% флагманов — о рентабельности 30+%. Средние доли таких компаний по экономике составили за 2021 год 8,4% и 4,0% соответственно.
Суммарные долги отрасли на 1 января 2022 года достигли 1,292 млрд BYN. За 2021 год флагманы HoReCa направили на погашение кредитов и займов 293,7 млн BYN, что 2,3 раза больше, чем в 2020-м (прирост выплат по экономике – 16,2%).
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!