Курсы валют Нацбанка РБ
02 дек03 дек
1 USD 2,9016 2,8997 −0,0019
1 EUR 3,3726 3,3669 −0,0057
100 RUB 3,7301 3,7437 +0,0136
10 PLN 7,9758 7,9388 −0,0370
10 CNY 4,0972 4,1004 +0,0032

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
02 дек03 дек
USD 77,7027 77,4631 −0,2396
EUR 90,3438 89,8514 −0,4924
BYN 26,7793 26,7142 −0,0651
PLN 21,3569 21,2158 −0,1411
CNY 10,9581 10,9251 −0,0330

все курсы валют

В Беларуси гостиницы и рестораны страдают от мизерной рентабельности

Первый финансовый удар гостинично-ресторанный бизнес получил весной 2020-го. Однако и в 2021 году ситуация в отрасли остается крайне сложной.

По белорусской методике крупные и средние гостиницы и рестораны как правило классифицируются по виду деятельности «услуги по временному проживанию и питанию». В международном обиходе для этого бизнеса принята аббревиатура HoReCa.

HoReCa чаще всего расшифровывается как Hotel, Restaurant, Catering/Café. Далее мы будем использовать это сокращение с целью удобства восприятия информации.

Информация о состоянии финансов крупных и средних компаний приходит с задержкой в 1,5 месяца от окончания отчетного периода. Поэтому в сентябре самые свежие данные относятся к периоду до 1 августа.

Выручка флагманов HoReCa за 7 месяцев выросла к 2020 году на 40,3% в номинале. Однако этот рост происходил к низкой базе прошлого года, когда выручка упала на 22,2%.

Если подсчитать рост номинальной выручки к докризисному 2019 году, то получится, что она выросла всего на 9–9,2%. Однако цены эти 2 года также не стояли на месте. Только за 7 месяцев 2021-го потребительская инфляция достигла 8,9% к 2020-му. Следовательно, по сравнению с 2019 годом реального роста выручки в отрасли пока нет.

Положение с прибылью также довольно грустное. Флагманы HoReCa за 7 месяцев заработали с продаж лишь 4,4 млн BYN при выручке в 815,8 млн BYN. Понятно, что с таким соотношением прибыли и выручки средняя рентабельность в отрасли будет мизерной.

Так и есть, средняя рентабельность продаж в HoReCa за 2021-й составила 0,5%. При такой рентабельности вряд ли возможно бурное развитие гостинично-ресторанного бизнеса, скорее наоборот.

По итогам 7 месяцев около 45,5% флагманов отрасли показали отрицательную рентабельность. Это значит, что они понесли убытки от реализации продукции и оказания услуг.

Еще порядка 35,5% флагманов отразили рентабельность продаж в пределах 0–5%. Учитывая уровень инфляции и ставок по кредитам в Беларуси, такие результаты не радуют собственников бизнеса.

Всего 0,8% флагманских компаний HoReCa показали рентабельность продаж от 20% и выше и только 7,4% компаний — от 10% и выше.

Суммарные долги отрасли на 1 августа составили 1,241 млрд BYN. За 7 месяцев 2021-го флагманы HoReCa направили на погашение кредитов и займов 162,6 млн BYN, что 2,9 раза больше, чем в 2020-м.

2021-09-23