Курсы валют Нацбанка РБ
25 окт26 окт
1 USD 2,4299 2,4211 −0,0088
1 EUR 2,8268 2,8194 −0,0074
100 RUB 3,4309 3,4491 +0,0182
10 PLN 6,1466 6,1101 −0,0365

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
25 окт26 окт
USD 70,8623 70,1345 −0,7278
EUR 82,4979 81,7418 −0,7561
BYN 29,1903 29,0124 −0,1779
PLN 17,9063 17,7794 −0,1269

все курсы валют

В Беларуси гостиницы и рестораны страдают от мизерной рентабельности

Первый финансовый удар гостинично-ресторанный бизнес получил весной 2020-го. Однако и в 2021 году ситуация в отрасли остается крайне сложной.

По белорусской методике крупные и средние гостиницы и рестораны как правило классифицируются по виду деятельности «услуги по временному проживанию и питанию». В международном обиходе для этого бизнеса принята аббревиатура HoReCa.

HoReCa чаще всего расшифровывается как Hotel, Restaurant, Catering/Café. Далее мы будем использовать это сокращение с целью удобства восприятия информации.

Информация о состоянии финансов крупных и средних компаний приходит с задержкой в 1,5 месяца от окончания отчетного периода. Поэтому в сентябре самые свежие данные относятся к периоду до 1 августа.

Выручка флагманов HoReCa за 7 месяцев выросла к 2020 году на 40,3% в номинале. Однако этот рост происходил к низкой базе прошлого года, когда выручка упала на 22,2%.

Если подсчитать рост номинальной выручки к докризисному 2019 году, то получится, что она выросла всего на 9–9,2%. Однако цены эти 2 года также не стояли на месте. Только за 7 месяцев 2021-го потребительская инфляция достигла 8,9% к 2020-му. Следовательно, по сравнению с 2019 годом реального роста выручки в отрасли пока нет.

Положение с прибылью также довольно грустное. Флагманы HoReCa за 7 месяцев заработали с продаж лишь 4,4 млн BYN при выручке в 815,8 млн BYN. Понятно, что с таким соотношением прибыли и выручки средняя рентабельность в отрасли будет мизерной.

Так и есть, средняя рентабельность продаж в HoReCa за 2021-й составила 0,5%. При такой рентабельности вряд ли возможно бурное развитие гостинично-ресторанного бизнеса, скорее наоборот.

По итогам 7 месяцев около 45,5% флагманов отрасли показали отрицательную рентабельность. Это значит, что они понесли убытки от реализации продукции и оказания услуг.

Еще порядка 35,5% флагманов отразили рентабельность продаж в пределах 0–5%. Учитывая уровень инфляции и ставок по кредитам в Беларуси, такие результаты не радуют собственников бизнеса.

Всего 0,8% флагманских компаний HoReCa показали рентабельность продаж от 20% и выше и только 7,4% компаний — от 10% и выше.

Суммарные долги отрасли на 1 августа составили 1,241 млрд BYN. За 7 месяцев 2021-го флагманы HoReCa направили на погашение кредитов и займов 162,6 млн BYN, что 2,9 раза больше, чем в 2020-м.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте, Facebook и Telegram. Присоединяйтесь!

2021-09-23


Новости по теме: