Обновилась информация о финансах белорусских флагманов в 2021 году. Теперь доступны данные о результатах за первое полугодие.
Одним из важнейших финансовых показателей любого предприятия является рентабельность продаж. Она показывает, какой результат компания имеет от продажи продукции на единицу выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем эффективнее работает предприятие.
Рентабельность продаж — это соотношение прибыли от реализации компании и ее выручки за промежуток времени. Она позволяет увидеть эффективность работы предприятия в отрыве от его долговой нагрузки.
Это полезно, когда государство занимается оздоровлением предприятий. Хронически нерентабельные и низкорентабельные предприятия при высокой долговой нагрузке имеют мало шансов на выживание даже при оказании масштабной господдержки. По факту господдержка таких предприятий — это в основном растрата ресурсов казны о слабым или никаким экономическим эффектом.
Если же рентабельность продаж стабильно высока, то господдержка может выправить ситуацию на закредитованном предприятии — пусть и ценой списания или пролонгации накопившихся долгов. Такие предприятия обычно входят в группу жизнеспособных.
За 6 месяцев 2021 года средняя рентабельность продаж по флагманам реального сектора составила 8%, что несколько выше, чем в 2020 году (7,7%). Однако средний показатель в большинстве случаев — это как средняя температура по больнице. Высокорентабельные бизнесы вытягивают общую планку вверх.
Гораздо показательнее данные о распределении крупных и средних бизнесов по уровню рентабельности продаж. По итогам полугодия 23,1% флагманов имели рентабельность ниже нуля (нерентабельные), а еще 32,4% показали рентабельность в пределах 0–5%.
Предприятия группы 0–5% чаще всего относят к категории низкорентабельных. Особенно это характерно для стран с высокой инфляцией, так как низкая рентабельность оказывается меньше уровня инфляции.
Нерентабельные предприятия имеют рентабельность ниже нуля. Поскольку выручка не может быть отрицательной, то у них фиксируются убытки от реализации продукции. Вместе взятые убыточные и низкорентабельные флагманы в 2021 году превысили отметку 55% от совокупного числа лидеров экономики.
Среди флагманов Минска доли убыточных и низкорентабельных составили по 23%. В регионах только по Брестской области общий удельный вес убыточных и низкорентабельных флагманов был ниже половины — 17,5% и 32,4%.
Самая высокая доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов отмечалась по Могилевской области — 69,1% (26,9%+42,2%). Судя по всему, это связано с тем, что Могилевщина занимает последнее место в стране по величине зарплаты и по объему трудовой нагрузки.
В остальных областях следующая картина по доле убыточных и низкорентабельных флагманов за половину 2021 года: Витебская — 27,5% и 32,9%, Гомельская — 21,8% и 38,6%, Гродненская — 19% и 31,7%, Минская — 26,3% и 34%.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!