USD нал EUR нал
3,0360 / 3,0480 3,4170 / 3,4350
Курсы валют Нацбанка РБ
18 апр19 апр
1 USD 3,0814 3,0814 0,0000
1 EUR 3,5050 3,5050 0,0000
100 RUB 3,6695 3,6695 0,0000
10 PLN 8,1670 8,1670 0,0000
10 CNY 4,1659 4,1659 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
18 апр19 апр
USD 82,0200 81,1371 −0,8829
EUR 93,2513 92,2232 −1,0281
BYN 26,6178 26,5241 −0,0937
PLN 21,7652 21,5441 −0,2211
CNY 11,1915 11,0889 −0,1026

все курсы валют

Транспорт Беларуси задолжал более 7 млрд BYN

Власти измерили уровень задолженности у флагманов белорусского транспорта. Размер обязательств поражает воображение.

На 1 мая 2021 года суммарные долги крупных и средних предприятий транспорта составили 7,472 млрд BYN. За скользящий год (12 месяцев) размер задолженности подскочил на 15,7%.

В прошлой пятилетке долги транспортников увеличивались довольно быстрыми темпами. Например, за 2020 год они выросли на 28,7%, за 2019-й — на 91,4%, за 2018-й — на 17,6%, за 2017-й — на 7,6%, за 2016-й — на 21,5%.

В целом за 5 лет сумма обязательств поднялась в 2,8 раза. Главная причина такого бурного роста — девальвация белорусского рубля. Часть долгов транспорта номинирована в иностранных валютах и падение курса «зайчика» автоматически увеличивает эквивалент долга в пересчете на BYN.

Среди основных секций на первое место по размеру долга вышли флагманы сухопутного и трубопроводного транспорта. К 1 мая их обязательства составили 4,683 млрд BYN.

Суммарные долги воздушного транспорта достигли 1,169 млрд BYN. С учетом европейский санкций на отрасль после посадки рейса Ryanair расплачиваться по ним будет тяжело для заемщиков.

На ту же дату долги вспомогательных транспортных организаций и предприятий в сфере складирования составили 1,611 млрд BYN. Здесь тоже не исключены проблемы из-за «заморозки» логистики транзитных потоков из Европы.

Суммарная задолженность состоит из обязательств по кредитам и займам и кредиторки. На 1 мая флагманы транспорта были должны по кредитам и займам 3,798 млрд BYN.

Основной объем долгов по кредитам и займам взяли на себя флагманы сухопутного и трубопроводного транспорта (2,577 млрд BYN на отчетную дату). Воздушный транспорт задолжал 221,4 млн BYN, вспомогательные и логистические компании — 996,4 млн BYN.

Кредиторка транспортников на 1 мая составила 3,673 млрд BYN, в том числе по сухопутному и трубопроводному — 2,106 млрд BYN, по воздушному — 947,6 млн BYN, по вспомогательным видам — 614,2 млн BYN.

Для флагманов транспорта РБ характерна высокая доля организаций с убытками от реализации (рентабельность ниже нуля) и с рентабельностью в пределах 0–5%. По итогам 4 месяцев статорганы нашли в отрасли 29,2% операционно убыточных компаний и 37,7% низкорентабельных. Введенные и анонсированные санкции США, ЕС, Канады и Великобритании способны ухудшить эту картину.

2021-06-22