Курсы валют Нацбанка РБ
01 июн02 июн
1 USD 2,9968 2,9958 −0,0010
1 EUR 3,3824 3,3931 +0,0107
100 RUB 3,7777 3,7807 +0,0030
10 PLN 7,9790 7,9791 +0,0001
10 CNY 4,1464 4,1373 −0,0091

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
01 июн02 июн
USD 78,6171 78,6171 +0,0000
EUR 89,2512 89,2512 +0,0000
BYN 26,2424 26,2424 +0,0000
PLN 20,9439 20,9439 +0,0000
CNY 10,8897 10,8897 +0,0000

все курсы валют

Долги белорусских транспортников вышли на исторический максимум

Чиновники подвели производственные и финансовые итоги работы транспорта. Перевозки на транспорте падают, а долги стремительно увеличиваются.

По данным статорганов за 4 месяца 2021 года перевозки грузов на транспорте в физическом выражении сократились на 3,6%. При этом в январе—апреле 2020-го тоже было снижение грузовых перевозок — на 10,1%. Более того, за 4 месяца 2019 года перевозки грузов упали на 4,5% к 2018 году.

Таким образом, уменьшение тоннажа перевозимых грузов идет уже третий год подряд. По сравнению с 2018-м в текущем году накопленное снижение перевозок составило 17,1%.

Перевозки пассажиров в человеках за январь—апрель 2021 года упали на 11,6%. В 2020 году за такой же период снижение составило 10,7%.

В 2019-м рост перевозок пассажиров за 4 месяца достиг всего 0,6%, а в 2018-м сокращение составило 0,5%, в 2017-м — 5,8%, в 2016-м — 6%, в 2015-м — 9,1%. Выходит, что с небольшим перерывом на 2019-й падение пассажирских перевозок идет несколько лет.

Если сравнить количество перевезенных пассажиров за 4 месяца 2015 и 2021 годов, то за это время объемы упали более чем на 26%. Вряд ли в таких условиях можно говорить о качественном развитии системы общественного транспорта.

Суммарные долги флагманов транспортной отрасли на 1 апреля достигли 8,050 млрд BYN. Это рекорд задолженности за весь период измерений по текущей методике.

С начала 2021-го сумма долга транспортников увеличилась на 5,5%. В прошлой пятилетке также отмечался рост обязательств: за 2016-й — на 21,5%, за 2017-й — на 7,6%, за 2018-й — на 17,6%, за 2019-й — на 91,4%, за 2020-й — на 28,7%. Всего за 5 лет долги транспортников приросли в 3,8 раза.

Рост задолженности флагманов транспорта частично связан с долларизацией кредитов и займов, а также с девальвацией белорусского рубля. Каждое существенное ослабление «зайчика» ведет к пересчету долга в рублях в сторону увеличения.

Основной объем задолженности в отрасли формируют крупные и средние компании сухопутного и трубопроводного транспорта (5,283 млрд BYN). Еще около 1,085 млрд BYN долга имеют флагманы воздушного транспорта, 1,674 млрд BYN — организации в сфере складирования и вспомогательной транспортной деятельности.

Разные транспортные компании сильно отличаются по рентабельности продаж. Например, за 3 месяца 2021-го средняя рентабельность на сухопутном и трубопроводном транспорте составила +9%, на водном — минус 8,8%, на воздушном — +1,7%, в сфере складирования и вспомогательного транспорта — +7,4%.

По итогам 1 квартала 32,1% флагманов транспорта имели убытки от продаж, а еще 38,8% показатели рентабельность в пределах 0–5%. Таким образом, почти 71% главных компаний на транспорте были либо убыточны, либо низкорентабельны.

2021-05-26