Курсы валют Нацбанка РБ
23 ноя24 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
23 ноя24 ноя
USD 102,5761 102,5761 +0,0000
EUR 107,4252 107,4252 +0,0000
BYN 29,9317 29,9317 +0,0000
CNY 13,9427 13,9427 +0,0000
PLN 24,5679 24,5679 +0,0000

все курсы валют

Долги белорусских транспортников вышли на исторический максимум

Чиновники подвели производственные и финансовые итоги работы транспорта. Перевозки на транспорте падают, а долги стремительно увеличиваются.

По данным статорганов за 4 месяца 2021 года перевозки грузов на транспорте в физическом выражении сократились на 3,6%. При этом в январе—апреле 2020-го тоже было снижение грузовых перевозок — на 10,1%. Более того, за 4 месяца 2019 года перевозки грузов упали на 4,5% к 2018 году.

Таким образом, уменьшение тоннажа перевозимых грузов идет уже третий год подряд. По сравнению с 2018-м в текущем году накопленное снижение перевозок составило 17,1%.

Перевозки пассажиров в человеках за январь—апрель 2021 года упали на 11,6%. В 2020 году за такой же период снижение составило 10,7%.

В 2019-м рост перевозок пассажиров за 4 месяца достиг всего 0,6%, а в 2018-м сокращение составило 0,5%, в 2017-м — 5,8%, в 2016-м — 6%, в 2015-м — 9,1%. Выходит, что с небольшим перерывом на 2019-й падение пассажирских перевозок идет несколько лет.

Если сравнить количество перевезенных пассажиров за 4 месяца 2015 и 2021 годов, то за это время объемы упали более чем на 26%. Вряд ли в таких условиях можно говорить о качественном развитии системы общественного транспорта.

Суммарные долги флагманов транспортной отрасли на 1 апреля достигли 8,050 млрд BYN. Это рекорд задолженности за весь период измерений по текущей методике.

С начала 2021-го сумма долга транспортников увеличилась на 5,5%. В прошлой пятилетке также отмечался рост обязательств: за 2016-й — на 21,5%, за 2017-й — на 7,6%, за 2018-й — на 17,6%, за 2019-й — на 91,4%, за 2020-й — на 28,7%. Всего за 5 лет долги транспортников приросли в 3,8 раза.

Рост задолженности флагманов транспорта частично связан с долларизацией кредитов и займов, а также с девальвацией белорусского рубля. Каждое существенное ослабление «зайчика» ведет к пересчету долга в рублях в сторону увеличения.

Основной объем задолженности в отрасли формируют крупные и средние компании сухопутного и трубопроводного транспорта (5,283 млрд BYN). Еще около 1,085 млрд BYN долга имеют флагманы воздушного транспорта, 1,674 млрд BYN — организации в сфере складирования и вспомогательной транспортной деятельности.

Разные транспортные компании сильно отличаются по рентабельности продаж. Например, за 3 месяца 2021-го средняя рентабельность на сухопутном и трубопроводном транспорте составила +9%, на водном — минус 8,8%, на воздушном — +1,7%, в сфере складирования и вспомогательного транспорта — +7,4%.

По итогам 1 квартала 32,1% флагманов транспорта имели убытки от продаж, а еще 38,8% показатели рентабельность в пределах 0–5%. Таким образом, почти 71% главных компаний на транспорте были либо убыточны, либо низкорентабельны.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2021-05-26


Новости по теме: