Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

Беларуси рисуют бюджетный провал на годы вперед

2020 год стал первым после череды лет, когда у властей расходы превысили доходы. Расчеты Минфина показывают, что дефицит сохранится на длительное время.

Дефицит бюджета — это ситуация, когда расходы государства не покрываются налогами и сборами, которые поступают в бюджет. Есть несколько выходов из такой ситуации. Эти выходы разной степени токсичности.

Первый способ в Беларуси применяли в девяностых и нулевых. Нацбанк просто допечатывал нужное количество денег по просьбе правительства.

Печатание денег опасно тем, что автоматически ведет к раскрутке девальвации и инфляции. Собственно, это в те времена и происходило: Беларусь лидировала по обесценению национальной валюты и росту цен даже в таком неблагополучном регионе, как СНГ.

Логика здесь проста: в экономике единовременно становится больше денег, но товарная масса так быстро не увеличивается. Следовательно, чтобы не возникло дефицита товаров и услуг, должно произойти повышение цен.

Конечно, люди и руководство предприятий вряд ли рассуждают в таких категориях. Они просто руководствуются прошлым печальным опытом: власти вбрасывают в экономику лишние деньги и это с неизбежностью ведет в девальвационно-инфляционный тупик. Более формальным языком такое поведение называется «незаякоренные инфляционные ожидания».

Эхо тех событий негативно сказывается на экономической ситуации в стране до сих пор. Четырех-пяти лет относительной ценовой стабильности мало, чтобы из памяти стерлись фобии, копившиеся на протяжении десятилетий.

Второй магистральный путь — брать в долг на покрытие «дырки» в бюджете. Пока Беларусь пользовалась преференциальными режимами торговли нефтью и газом с Россией, особых трудностей не возникало.

Газ был дешев относительно средних европейских значений, а беспошлинная нефть позволяла зашибать сотни миллионов и миллиарды на нефтепродуктах. Как следствие, белорусский бюджет в 2010-ых гг. был по большей части профицитен.

В 2020 году экономика пострадала сразу от нескольких вещей.

Во-первых, закончилась эра «перетаможки Семашко». Перетаможка — это такая схема, когда россияне компенсировали повышенные цены на газ правом на ежегодный реэкспорт 6 млн тонн нефти.

Во-вторых, весь 1 квартал чиновники не могли договориться об условиях поставки нефти крупными компаниями из РФ. В итоге НПЗ сидели на голодном пайке четверть года.

В-третьих, Россия продолжила налоговый маневр, который увеличивает стоимость нефти для НПЗ Беларуси, но речи о компенсации потерь нет. Разница между ценой нефти с пошлиной и без нее стремительно сужается, что автоматически сокращает размер маржи Нафтана и Мозырского НПЗ.

В-четвертых, грянул экономический кризис, который на несколько месяцев отправил нефтяников по всему миру в нокдаун. Белорусский бюджет был рассчитан из 60 USD за баррель нефти Urals, а по факту за 2020 год не наскребается и 42 USD.

В-пятых, после президентских выборов доступ к долговому рынку Запада оказался сильно затруднен, если вообще возможен. Старые белорусские евробонды уныло смотрят на высокие котировки зимы 2019—2020 гг. А тут еще и рейтинговые агентства добавили к рейтингу суверена обидную приписку о негативном прогнозе.

Белорусский госдолг, потраченный на «сладкую жизнь» в прошлом, в крайней степени валютизирован. Международные финансовые организации и редкие отчеты Минфина периодически сообщают, что доля валюты стабильно превышает 90%. Любая крупная девальвация белорусского рубля может обернуться катастрофой для властей, так как госдолг автоматически разбухает по сравнению с размером ВВП.

Профиль белорусского госдолга таков, что годовые выплаты постоянно превышают эквивалент 3 млрд USD. К слову, и будут превышать вплоть до 2025 года, а возможно и дальше, если Минфин нахватается новых кредитов. Это много для экономики, которая меньше 60 млрд USD.

По осенним расчетам Минфина дефицит консолидированного бюджета в 2020 году составит 3,4 млрд BYN против плановых 1,3 млрд BYN. В 2021 году дефицит разрастется до 4,3 млрд BYN, а в 2022-м составит 1,9 млрд BYN. Только в 2023 году бюджетная система с горем пополам может выйти на нулевое сальдо.

Правда, в последнее как-то слабо верится, учитывая санкции от Европы и США, отсутствие реформ и сокращение финансовой поддержки от России. Для заметного улучшения ситуации нужен радикальный рост цен на нефтепродукты и удобрения, которые экспортирует Беларусь. Тогда может быть все и сложится ближе к нулевому бюджетному балансу.

А пока Беларусь вступает в очередной год своей экономической истории. В свете глубочайших интеграционных планов хотелось бы, чтобы год не оказался последним.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2020-12-24


Новости по теме: