USD нал EUR нал
3,2530 / 3,2600 3,5280 / 3,5400
Курсы валют Нацбанка РБ
29 мар30 мар
1 USD 3,2498 3,2498 0,0000
1 EUR 3,5019 3,5019 0,0000
100 RUB 3,5223 3,5223 0,0000
10 CNY 4,4759 4,4759 0,0000
10 PLN 8,1102 8,1102 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
28 мар29 мар
USD 92,5919 92,2628 −0,3291
EUR 100,2704 99,7057 −0,5647
BYN 28,4504 28,3903 −0,0601
CNY 12,7477 12,6979 −0,0498
PLN 23,2310 23,0191 −0,2119

все курсы валют

Белорусская «чыгунка» теряет людей и грузы

Из всех видов транспорта в самом глубоком кризисе оказался железнодорожный. Официальная статистика перевозок показывает печальные цифры.

За 10 месяцев грузооборот всех видов транспорта составил 101,5 млрд тонно-километров. По сравнению с 2019 годом он сократился на 6,4%.

Крылья транспортникам подрезал мировой экономический кризис, вызванный эпидемией коронавируса. Впрочем, и до кризиса 2020 года дела не шли ладно. В 2019-м грузооборот тоже падал к 2018 году — на 5,9%.

Значимую часть совокупных перевозок грузов обеспечивает железная дорога. В январе—октябре «чыгуначнікі» сделали грузооборот 35,1 млрд тонно-километров.

У ж/д перевозок самое жесткое проседание за 2 года. За 10 месяцев 2020-го грузооборот обвалился к 2019-му на 13,1%, за 10 месяцев 2019-го — на 7,6%. Таким образом, кумулятивно показатели железной дороги припали на 19,7%.

Если брать перевозки грузов в тоннах, то картина примерно такая же. За январь—октябрь предприятия перевезли 331,6 млн тонн грузов, из которых 103,1 млн тонн — по железной дороге.

В обоих случаях имеет место снижение показателей в 2019—2020 гг. В целом перевозки упали на 7,5% за 2020-й и на 5,7% за 2019-й, а отдельно по ж/д — на 15,7% и 6%. За 2-годичный цикл грузоперевозки по железной дороге откатились вниз на 20,8%.

Самыми пострадавшими оказались транзитные перевозки грузов. Если верить статорганам, то за 10 месяцев они просели к 2019 году аж на 34% — до 22 млн тонн.

Погрузка основных видов грузов на ж/д транспорт в январе—октябре уменьшилась на 6,2% (в 2019 году было минус 2,3%) — до 68,6 млн тонн.

Больше всего пострадала погрузка нефти и нефтепродуктов — минус 18,4% в 2020-м и минус 14,5% в 2019-м. Общее отставание от уровня 2018 года составило 30,2%.

За 10 месяцев 2020-го на ж/д погрузили 11,9 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Значит за такой же период в 2018-м было 17 млн тонн. Уменьшение загрузки железной дороги связано с аварией на трубопроводе «Дружба» в 2019 году и нефтяным конфликтом с россиянами в 1 квартале 2020 года.

Пассажирские перевозки из-за эпидемии тоже постигла печальная судьба. За 10 месяцев ж/д поезда перевезли 51,8 млн пассажиров (минус 23,9% к 2019 году). В 2019-м тоже было снижение, но незначительное — на 0,1%.

Впрочем, тут палка о двух концах, так как перевозки в электричках являются для БЧ глубоко убыточными. Железнодорожники жалуются, что тарифы на проезд в пригородном сообщении едва покрывают пятую часть затрат.

Кризис вынуждает железную дорогу оптимизировать расходы на рабочую силу. За 10 месяцев средняя зарплата на грузовом ж/д транспорте составила 1 215 BYN и упала к 2019 году даже в номинале — на 1,9%. Аналогично по пассажирскому ж/д транспорту: за 10 месяцев — минус 6,1% до 1 092 BYN. Для сравнения: средняя зарплата по стране за то же время выросла на 13,5% до 1 225 BYN.

Списочная численность работников на крупных и средних предприятиях грузового ж/д транспорта упала за скользящий год (12 месяцев) на 6,9% — до 37,2 тыс. человек. На пассажирском ж/д транспорте сокращения составили 7,4% — до 12,6 тыс. человек.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2020-12-04


Новости по теме: