Свежие данные о внешней торговле подтверждают сохранение тотальной зависимости страны от поставок с востока. РФ остается царем горы в Беларуси.
Статорганы опубликовали информацию о внешней торговле товарами за 10 месяцев. По официальным подсчетам за этот период «дыра» в торговом балансе составила 2,621 млрд USD. Это значит, что на такую сумму импорт товаров в Беларусь оказался выше экспорта из РБ.
По сравнению с 2019 годом размер отрицательного сальдо уменьшился. Годом ранее оно составляло минус 4,561 млрд USD. Сокращение сальдо связано с просадкой объемов экспорта и импорта. Экспорт товаров упал к 2019 году на 14,6% до 23,4 млрд USD, а импорт — на 18,6% до 26,1 млрд USD.
Главной причиной, почему снизились экспорт и импорт, стала ситуация на нефтяном рынке. Сначала в 1 квартале у Беларуси были трудности с импортом нефти из РФ для переработки на НПЗ. Во 2 квартале положение исправилось, но последовал ценопад по нефти и нефтепродуктам. В итоге страна осталась с обвалившейся внешней торговлей.
Характерно, что все описанные пертурбации слабо повлияли на долю России во внешней торговле Беларуси. Если в 2019 году она составляла 48,7%, то теперь равна 47,8%.
Здесь все логично: о поставках альтернативной нефти давно ничего не слышно, а на структурные реформы власти не идут ни в какую. Поэтому по мере восстановления нефтяных цен доля России должна отрасти. Отрицательное сальдо тоже начнет восстанавливаться к прежним величинам.
Остаются несбыточными мечты чиновников о симметричном распределении внешней торговли Беларуси в соотношении «треть — треть — треть» между Россией, Европой и «дальней дугой». Для этого попросту нет веских оснований.
Количество главного экспортного товара РБ — нефтепродуктов —
К слову, даже после завершения налогового маневра в России нефть Urals с высокой вероятностью останется самым выгодным вариантом для Нафтана и Мозырского НПЗ. Причина банальна — минимальные логистические издержки (доставка по трубе и транспортное плечо).
Через несколько лет, по окончании налогового маневра в РФ, чиновники станут перед нелегким выбором. Можно ввести для НПЗ отрицательные акцизы, как в России, но тогда пострадает бюджет. Также можно оставить акцизы на месте и принять как данность низкую рентабельность нефтепереработки.
Третий вариант — резкий рост внутренних цен на автомобильное топливо, четвертый — продажа НПЗ инвесторам. Правда, инвесторами на почти безальтернативной основе будут россияне. Ведь у них есть и дешевое сырье, и оптимальный способ доставки (труба).
Представители Белнефтехима не раз говорили, что для удовлетворения внутренних потребностей Беларуси достаточно одного НПЗ. Категорически против Лукашенко: он не намерен продавать активы. Заявление об отказе от приватизации в последний раз прозвучало на публике 20 октября.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!