Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
22 ноя23 ноя
USD 100,6798 102,5761 +1,8963
EUR 106,0762 107,4252 +1,3490
BYN 29,4816 29,9317 +0,4501
CNY 13,8821 13,9427 +0,0606
PLN 24,3588 24,5679 +0,2091

все курсы валют

Куда идет белорусское машиностроение?

В былые времена машиностроительные предприятия считались гордостью Беларуси. Их хотели купить зарубежные инвесторы, но власти не пошли на продажу активов. Посмотрим, что осталось от прежней славы в 2020 году.

Самые крупные предприятия машиностроения сосредоточены в двух видах экономической деятельности — производство машин и оборудования, а также производство транспортных средств и оборудования. В первой подсекции лидерами являются МТЗ и БЕЛАЗ, во второй — МАЗ.

За 7 месяцев 2020 года выручка крупных и средних предприятий по производству машин и оборудования сократилась на 11,4%, а у предприятий по выпуску транспортных средств и оборудования — выросла на 5,5%.

За тот же период уровень цен на продукцию производителей машин вырос на 3,7%, на продукцию производителей транспортных средств — на 6,1%. Это значит, что в обоих видах деятельности произошло снижение реальной выручки к 2019 году.

Конечным финансовым результатом работы предприятия является чистая прибыль (либо чистый убыток). В 2020—2022 гг. в Беларуси действует указ № 159 об особом порядке списания курсовых разниц.

Многие предприятия воспользовались указом № 159, не стали исключением и машиностроители. Но несмотря на то, что часть убытков пока временно «спрятана», все равно компании в машиностроении не смогли выйти на чистую прибыль.

Чистый убыток по предприятиям по производству машин и оборудования за 7 месяцев составил 175,2 млн BYN, по производству транспортных средств и оборудования — 107,4 млн BYN. Для сравнения: в 2019 году за тот же отрезок времени чистая прибыль в первой отрасли составляла 356,7 млн BYN, во второй — 129,4 млн BYN.

Выросла и доля убыточных компаний. Если в прошлом году она достигала 25,2% и 21,4% соответственно, то в 2020-м увеличилась до 26,8% и 30,4%. Убыток убыточных компаний подскочил в 8,4 раза до 352,3 млн BYN и в 8,1 раза до 173,7 млн BYN.

Предприятия машиностроения стали одними из тех, кто в 2010-ых прошел через горнило модернизации. В финансовом плане это вылилось в увеличение долгов.

На 1 августа суммарные долги компаний по выпуску машин и оборудования составили 7,556 млрд BYN, по выпуску транспортных средств и оборудования — 4,359 млрд BYN. С начала года обязательства в первой отрасли выросли на 10,1%, во второй — на 10,9%.

Для названных отраслей характерны значительные суммы просрочки. В первой отрасли проблемные долги возросли до 514,6 млн BYN, во второй — до 533,4 млн BYN. С начала года размер просрочки увеличился на 4,4% и 49,8% соответственно.

Производители машин и оборудования и транспортных средств и оборудования лидируют в промышленности по сумме складских запасов. На 1 сентября все запасы готовой продукции в промышленности составили 5,210 млрд BYN, из них в первой отрасли — 1,029 млрд BYN, во второй — 450,8 млн BYN.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2020-10-05


Новости по теме: