Куда несет отечественный транспорт?
Коронакризис оказал глубочайшее влияние на состояние дел на транспорте. Вишенкой на торте проблем стали неплатежи транспортной «дочке» Газпрома.
На днях Белстат обнародовал статистику о положении предприятий транспорта по итогам 8 месяцев. Оказалось, что за этот период перевозки грузов сократились на 7,8%, грузооборот — на 6,6%.
Еще сильнее пострадали пассажирские перевозки, которые упали на 17,3%, а пассажирооборот вообще обвалился на 31,9%. Причины понятны: ограничений на передвижение грузов почти не было по сравнению с баном на пассажирские поездки.
В соседних странах были жесткие административные ограничения, а в Беларуси сами пассажиры боялись залезать в электричку, автобус, трамвай или троллейбус. Авиация едва не умерла. Рейсы внутри Беларуси мизерны по количеству перевозимых людей, а международное сообщение прекратилось по воле подавляющей части стран мира.
Данные по финансам и расчетам появляются в общем доступе с месячной задержкой относительно показателей грузовых и пассажирских перевозок. Но и статистика за 7 месяцев неплохо рисует полную картину.
Чистая прибыль крупных и средних предприятий транспорта упала в 3 раза до 154,7 млн BYN. При этом прибыли сконцентрировал на себе сухопутный и трубопроводный транспорт (210,2 млн BYN). А вот авиация попала в глубокие убытки: воздушный транспорт получил пробоину размером 93,3 млн BYN.
На транспорте существенно увеличилось количество и сумма убытков убыточных предприятий. Доля убыточных организаций выросла с 16,1% до 26,7%, а сумма убытков подскочила в 12 раз — до 457,7 млн BYN.
Долговое бремя транспортных предприятий поднялось к 2019 году на 30%. За 7 месяцев на транспорте перечислили в пользу кредиторов 1,302 млрд BYN. На это у компаний ушло 12,7% выручки (каждый восьмой рубль).
Суммарные долги транспортных организаций с начала года выросли на 19,6% до 7,091 млрд BYN. Просрочка увеличивалась еще быстрее — на 66,7% до 326,1 млн BYN.
Суммарные обязательства состоят из долгов по кредитам и займам и кредиторки. В первом случае размер обязательств транспортников достиг 3,508 млрд BYN, во втором — 3,582 млрд BYN. Долги по кредитам и займам выросли с 1 января на 22,5%, по кредиторке — на 17%.
Не платили и транспортникам. На 1 августа дебиторка транспортных компаний составила 3,007 млрд BYN (+21,1% с начала года). Просрочка по дебиторке выросла аж в 5,3 раза до 855,7 млн BYN. Основную массу проблемной дебиторки на транспорте накопила «дочка» Газпрома в Беларуси. Эти долги будут погашены в сентябре—октябре — за счет кредита Евразийского фонда стабилизации и развития.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!