Курсы валют Нацбанка РБ
18 сен19 сен
1 USD 3,0419 3,0494 +0,0075
1 EUR 3,6033 3,6100 +0,0067
100 RUB 3,6466 3,6439 −0,0027
10 PLN 8,4707 8,4799 +0,0092
10 CNY 4,2454 4,2505 +0,0051

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
18 сен19 сен
USD 82,9987 83,1725 +0,1738
EUR 98,2994 98,9773 +0,6779
BYN 27,2852 27,2750 −0,0102
PLN 23,1072 23,1125 +0,0053
CNY 11,6623 11,6661 +0,0038

все курсы валют

Куда несет отечественный транспорт?

Коронакризис оказал глубочайшее влияние на состояние дел на транспорте. Вишенкой на торте проблем стали неплатежи транспортной «дочке» Газпрома.

На днях Белстат обнародовал статистику о положении предприятий транспорта по итогам 8 месяцев. Оказалось, что за этот период перевозки грузов сократились на 7,8%, грузооборот — на 6,6%.

Еще сильнее пострадали пассажирские перевозки, которые упали на 17,3%, а пассажирооборот вообще обвалился на 31,9%. Причины понятны: ограничений на передвижение грузов почти не было по сравнению с баном на пассажирские поездки.

В соседних странах были жесткие административные ограничения, а в Беларуси сами пассажиры боялись залезать в электричку, автобус, трамвай или троллейбус. Авиация едва не умерла. Рейсы внутри Беларуси мизерны по количеству перевозимых людей, а международное сообщение прекратилось по воле подавляющей части стран мира.

Данные по финансам и расчетам появляются в общем доступе с месячной задержкой относительно показателей грузовых и пассажирских перевозок. Но и статистика за 7 месяцев неплохо рисует полную картину.

Чистая прибыль крупных и средних предприятий транспорта упала в 3 раза до 154,7 млн BYN. При этом прибыли сконцентрировал на себе сухопутный и трубопроводный транспорт (210,2 млн BYN). А вот авиация попала в глубокие убытки: воздушный транспорт получил пробоину размером 93,3 млн BYN.

На транспорте существенно увеличилось количество и сумма убытков убыточных предприятий. Доля убыточных организаций выросла с 16,1% до 26,7%, а сумма убытков подскочила в 12 раз — до 457,7 млн BYN.

Долговое бремя транспортных предприятий поднялось к 2019 году на 30%. За 7 месяцев на транспорте перечислили в пользу кредиторов 1,302 млрд BYN. На это у компаний ушло 12,7% выручки (каждый восьмой рубль).

Суммарные долги транспортных организаций с начала года выросли на 19,6% до 7,091 млрд BYN. Просрочка увеличивалась еще быстрее — на 66,7% до 326,1 млн BYN.

Суммарные обязательства состоят из долгов по кредитам и займам и кредиторки. В первом случае размер обязательств транспортников достиг 3,508 млрд BYN, во втором — 3,582 млрд BYN. Долги по кредитам и займам выросли с 1 января на 22,5%, по кредиторке — на 17%.

Не платили и транспортникам. На 1 августа дебиторка транспортных компаний составила 3,007 млрд BYN (+21,1% с начала года). Просрочка по дебиторке выросла аж в 5,3 раза до 855,7 млн BYN. Основную массу проблемной дебиторки на транспорте накопила «дочка» Газпрома в Беларуси. Эти долги будут погашены в сентябре—октябре — за счет кредита Евразийского фонда стабилизации и развития.

2020-09-22