USD нал EUR нал
2,9090 / 2,9240 3,4060 / 3,4200
Курсы валют Нацбанка РБ
25 дек26 дек
1 USD 2,9127 2,9127 0,0000
1 EUR 3,4342 3,4342 0,0000
100 RUB 3,7094 3,7094 0,0000
10 PLN 8,1245 8,1245 0,0000
10 CNY 4,1423 4,1423 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
24 дек25 дек
USD 78,5850 78,4368 −0,1482
EUR 92,8137 92,4742 −0,3395
BYN 26,9801 26,9302 −0,0499
PLN 21,9217 21,8804 −0,0413
CNY 11,1497 11,1824 +0,0327

все курсы валют

В Беларуси плохо работает большинство предприятий-флагманов

Чиновники подвели финансовые итоги полугодия среди крупных и средних компаний. Высокоприбыльной оказалась мизерная доля предприятий.

Основной мерой эффективности работы предприятия без учета долговой нагрузки на него является рентабельность продаж. Рентабельность продаж — это соотношение прибыли от реализации продукции и выручки за отрезок времени. Обычно чем она выше, тем лучше функционирует предприятие.

В кризисное время рентабельность полезна тем, что позволяет оценить, насколько жизнеспособно предприятие, если тому оказать господдержку в трудную пору.

Если рентабельность стабильна и превышает 5%, то шансы выжить в кризис у такого предприятия резко повышаются. Если же рентабельность бултыхается ниже 5%, а то заходит ниже нуля, то шансы на спасение низки. Предприятия с рентабельностью ниже нуля и 0–5% можно относить к низкоэффективным.

За 6 месяцев 2020 года средняя рентабельность продаж у главных предприятий страны составила 7,5% (против 7,1% годом ранее). Однако широко известно, что средний показатель отражает лишь «температуру по больнице».

Медианная рентабельность у крупных и средних компаний заметно ниже, чем 7,5%. Это следует из того, что по итогам января—июня 56,4% предприятий относились к низкоэффективным.

Среди низкоэффективных компаний 24,2 п.п. представляли собой нерентабельные (читай: убыточные) организации, а остальные 32,2 п.п. — предприятия с рентабельностью от 0% до 5%. Перефразируя, каждое четвертое предприятие-флагман в Беларуси было убыточно, а каждое третье кое-как выживало, едва выходя в плюс.

Только в Минске доля низкоэффективных компаний составила меньше половины — 47,3%. В столице были нерентабельны 22,8% организаций и низкорентабельны 24,5% предприятий.

В областях раскладка была следующей: Брестская — 52,1%, Витебская — 60,6%, Гомельская — 59%, Гродненская — 54,9%, Минская — 59,4%, Могилевская — 69,6%.

Чаще всего убыточные предприятия встречались на Могилевщине (28,5%), реже всего — на Брестчине (20%). На других территориях доли убыточных были таковы: Витебская область — 27,8%, Гомельская — 21,1%, Гродненская и Минск — по 22,8%, Минская — 27,9%.

Удельный вес компаний с рентабельностью 0–5% распределился по стране так: Брестская и Гродненская области — по 32,1%, Витебская — 32,8%, Гомельская — 37,9%, Минская — 31,5%, Могилевская — 41,1%, Минск — 24,5%.

Как видно, реже всего низкоэффективные компании встречались по Минску. Там же работала самое большое число высокоприбыльных предприятий с рентабельностью от 30% и выше. Доля таких компаний в столице составила 6,7%. Это объясняется влиянием развитого частного сектора в экономике города и концентрацией в Минске головных офисов большинства крупнейших структур с региональной сетью.

В областях удельный вес высокорентабельных компаний был кратно ниже: в Брестской — 2,1%, Витебской — 1,7%, Гомельской — 2,3%, Гродненской — 1,5%, Минской — 2,4%, Могилевской — 1%. Видно, что на Могилевщине сочетается самая высокая доля низкоэффективных компаний и самая низкая — высокоприбыльных.

В целом по стране доля предприятий с рентабельностью 30+% составила 2,9%. Это значит, что такими показателями могла похвастать лишь каждая 34-я компания-флагман.

2020-08-17