Чиновники подвели финансовые итоги полугодия среди крупных и средних компаний. Высокоприбыльной оказалась мизерная доля предприятий.
Основной мерой эффективности работы предприятия без учета долговой нагрузки на него является рентабельность продаж. Рентабельность продаж — это соотношение прибыли от реализации продукции и выручки за отрезок времени. Обычно чем она выше, тем лучше функционирует предприятие.
В кризисное время рентабельность полезна тем, что позволяет оценить, насколько жизнеспособно предприятие, если тому оказать господдержку в трудную пору.
Если рентабельность стабильна и превышает 5%, то шансы выжить в кризис у такого предприятия резко повышаются. Если же рентабельность бултыхается ниже 5%, а то заходит ниже нуля, то шансы на спасение низки. Предприятия с рентабельностью ниже нуля и 0–5% можно относить к низкоэффективным.
За 6 месяцев 2020 года средняя рентабельность продаж у главных предприятий страны составила 7,5% (против 7,1% годом ранее). Однако широко известно, что средний показатель отражает лишь «температуру по больнице».
Медианная рентабельность у крупных и средних компаний заметно ниже, чем 7,5%. Это следует из того, что по итогам января—июня 56,4% предприятий относились к низкоэффективным.
Среди низкоэффективных компаний 24,2 п.п. представляли собой нерентабельные (читай: убыточные) организации, а остальные 32,2 п.п. — предприятия с рентабельностью от 0% до 5%. Перефразируя, каждое четвертое
Только в Минске доля низкоэффективных компаний составила меньше половины — 47,3%. В столице были нерентабельны 22,8% организаций и низкорентабельны 24,5% предприятий.
В областях раскладка была следующей: Брестская — 52,1%, Витебская — 60,6%, Гомельская — 59%, Гродненская — 54,9%, Минская — 59,4%, Могилевская — 69,6%.
Чаще всего убыточные предприятия встречались на Могилевщине (28,5%), реже всего — на Брестчине (20%). На других территориях доли убыточных были таковы: Витебская область — 27,8%, Гомельская — 21,1%, Гродненская и Минск — по 22,8%, Минская — 27,9%.
Удельный вес компаний с рентабельностью 0–5% распределился по стране так: Брестская и Гродненская области — по 32,1%, Витебская — 32,8%, Гомельская — 37,9%, Минская — 31,5%, Могилевская — 41,1%, Минск — 24,5%.
Как видно, реже всего низкоэффективные компании встречались по Минску. Там же работала самое большое число высокоприбыльных предприятий с рентабельностью от 30% и выше. Доля таких компаний в столице составила 6,7%. Это объясняется влиянием развитого частного сектора в экономике города и концентрацией в Минске головных офисов большинства крупнейших структур с региональной сетью.
В областях удельный вес высокорентабельных компаний был кратно ниже: в Брестской — 2,1%, Витебской — 1,7%, Гомельской — 2,3%, Гродненской — 1,5%, Минской — 2,4%, Могилевской — 1%. Видно, что на Могилевщине сочетается самая высокая доля низкоэффективных компаний и самая низкая — высокоприбыльных.
В целом по стране доля предприятий с рентабельностью 30+% составила 2,9%. Это значит, что такими показателями могла похвастать лишь каждая
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!