Курсы валют Нацбанка РБ
17 сен18 сен
1 USD 3,0360 3,0419 +0,0059
1 EUR 3,5867 3,6033 +0,0166
100 RUB 3,6468 3,6466 −0,0002
10 PLN 8,4387 8,4707 +0,0320
10 CNY 4,2392 4,2454 +0,0062

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
16 сен17 сен
USD 83,0718 82,8359 −0,2359
EUR 97,4502 97,8903 +0,4401
BYN 27,3298 27,2846 −0,0452
PLN 22,9556 22,9883 +0,0327
CNY 11,5949 11,6052 +0,0103

все курсы валют

В Беларуси плохо работает большинство предприятий-флагманов

Чиновники подвели финансовые итоги полугодия среди крупных и средних компаний. Высокоприбыльной оказалась мизерная доля предприятий.

Основной мерой эффективности работы предприятия без учета долговой нагрузки на него является рентабельность продаж. Рентабельность продаж — это соотношение прибыли от реализации продукции и выручки за отрезок времени. Обычно чем она выше, тем лучше функционирует предприятие.

В кризисное время рентабельность полезна тем, что позволяет оценить, насколько жизнеспособно предприятие, если тому оказать господдержку в трудную пору.

Если рентабельность стабильна и превышает 5%, то шансы выжить в кризис у такого предприятия резко повышаются. Если же рентабельность бултыхается ниже 5%, а то заходит ниже нуля, то шансы на спасение низки. Предприятия с рентабельностью ниже нуля и 0–5% можно относить к низкоэффективным.

За 6 месяцев 2020 года средняя рентабельность продаж у главных предприятий страны составила 7,5% (против 7,1% годом ранее). Однако широко известно, что средний показатель отражает лишь «температуру по больнице».

Медианная рентабельность у крупных и средних компаний заметно ниже, чем 7,5%. Это следует из того, что по итогам января—июня 56,4% предприятий относились к низкоэффективным.

Среди низкоэффективных компаний 24,2 п.п. представляли собой нерентабельные (читай: убыточные) организации, а остальные 32,2 п.п. — предприятия с рентабельностью от 0% до 5%. Перефразируя, каждое четвертое предприятие-флагман в Беларуси было убыточно, а каждое третье кое-как выживало, едва выходя в плюс.

Только в Минске доля низкоэффективных компаний составила меньше половины — 47,3%. В столице были нерентабельны 22,8% организаций и низкорентабельны 24,5% предприятий.

В областях раскладка была следующей: Брестская — 52,1%, Витебская — 60,6%, Гомельская — 59%, Гродненская — 54,9%, Минская — 59,4%, Могилевская — 69,6%.

Чаще всего убыточные предприятия встречались на Могилевщине (28,5%), реже всего — на Брестчине (20%). На других территориях доли убыточных были таковы: Витебская область — 27,8%, Гомельская — 21,1%, Гродненская и Минск — по 22,8%, Минская — 27,9%.

Удельный вес компаний с рентабельностью 0–5% распределился по стране так: Брестская и Гродненская области — по 32,1%, Витебская — 32,8%, Гомельская — 37,9%, Минская — 31,5%, Могилевская — 41,1%, Минск — 24,5%.

Как видно, реже всего низкоэффективные компании встречались по Минску. Там же работала самое большое число высокоприбыльных предприятий с рентабельностью от 30% и выше. Доля таких компаний в столице составила 6,7%. Это объясняется влиянием развитого частного сектора в экономике города и концентрацией в Минске головных офисов большинства крупнейших структур с региональной сетью.

В областях удельный вес высокорентабельных компаний был кратно ниже: в Брестской — 2,1%, Витебской — 1,7%, Гомельской — 2,3%, Гродненской — 1,5%, Минской — 2,4%, Могилевской — 1%. Видно, что на Могилевщине сочетается самая высокая доля низкоэффективных компаний и самая низкая — высокоприбыльных.

В целом по стране доля предприятий с рентабельностью 30+% составила 2,9%. Это значит, что такими показателями могла похвастать лишь каждая 34-я компания-флагман.

2020-08-17