Половина внешней торговли Беларуси — это экспортные и импортные потоки в/из России. Поэтому для компаний, которые работают с РФ, важно знать, что произойдет с российским рублем в ближайшей перспективе.
Беларусь сильно завязана на Россию как по экспорту, так и по импорту. Российский рубль обслуживает почти все расчеты по внешней торговле с РФ, кроме платежей за нефть и газ.
Для экспортеров в Россию важно, чтобы белорусский рубль не укреплялся по отношению к российскому, а для импортеров — чтобы «зайчик» не слишком падал к «деревянному».
Поясним на примере: с декабря
Следовательно, при прочих равных условиях белорусские товары на российском рынке стали стоить немного дешевле, если выражать их цену в российской валюте. Это хорошо для экспортеров — спрос на их продукцию поддерживается.
С другой стороны, из России в Беларусь идет много потребительского импорта и импорта для предприятий. Так как российский рубль укрепился к белорусскому, импорт в белорусских рублях стал немного дороже для покупателей. Это плохо для импортеров — спрос на их товары стагнирует.
Дополнительную сложность создает то, что Беларусь осталась сборочным цехом. Это значит, что у белорусской продукции высокая импортоемкость. А потому влияние девальвации далеко не так однозначно, как кажется на первый взгляд.
Как видно, интересы экспортеров и импортеров противоположны. Уравновешивать противоречия в интересах и сглаживать острые углы призван Нацбанк Беларуси.
Кроме динамики номинальных курсов НБРБ смотрит на инфляцию в РБ и в
Для Нацбанка важно, чтобы реальный курс (с поправкой на инфляцию) находился в коридоре, который обеспечивает баланс интересов экспортеров и импортеров. Этот курсовой коридор условно можно назвать нейтральным.
Чтобы определить, какой коридор нейтрален, зададим точку отсчета равновесия. По нашим оценкам, такая точка находится в первой половине 2014 года. Если это так, то нейтральный коридор — это примерно 3,2–3,28 BYN за 100 RUB.
С апреля номинальный курс BYN/RUB находится выше обозначенного диапазона — в пределах 3,3–3,45 BYN за 100 RUB. Можно сказать, что по отношению к экспортерам в Россию проводится умеренно стимулирующая курсовая политика, а по отношению к импортерам из РФ — сдерживающая.
Видимо, в условиях кризиса такое соотношение хотя бы частично компенсирует потери от падения спроса в физическом выражении. Как только стабильность вернется на рынки, нельзя исключать, что белорусский рубль немного укрепится к российскому собрату.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!