Наверное, желание не высовываться забито в белорусах уже на генетическом уровне и передается из поколения в поколение. Иначе трудно оценить результаты опроса о материальном благополучии, которые власти получили по итогам года.
Каждый квартал статорганы организуют выборочное обследование населения по уровню жизни. Чиновники выбирают несколько тысяч семей по всей стране, которые презентуют структуру населения по данным последней переписи.
В частности, выборка 2019 года на 72,4% представлена семьями из городов и поселков городского типа и на 27,6% — семьями из сельской местности. По территориям семьи распределены следующим образом: Минск — 18,5%, области — от 11,5% в Гродненской и Могилевской до 15,4% в Гомельской.
Среди прочих вопросов в анкете есть просьба оценить свое материальное положение. У респондентов есть 5 вариантов для ответа — высокое, несколько выше среднего, среднее, несколько ниже среднего и низкое.
В 2019 году почти ¾ опрошенных (если точнее, 73,9%) выбрали опцию «среднего» материального положения. Для сравнения: в
В городской местности середняки встречались чаще, чем в сельской — 75% против 70,9%. Интересно, что в 2018 году раскладка была немного иной — 70,5% против 72%.
Изменение соотношения произошло за счет перетекания тех, кто в
Также в городской местности увеличилась доля тех семей, которые можно условно отнести к зажиточным. В 2019 году оценили материальное положение как «выше среднего» 5,7% семей, как «высокое» — 0,1%. В
В целом по Беларуси баланс материального положения в 2019 году скорее склонялся в негативную сторону. Дело в том, что в этом году оценили материальное положение как «ниже среднего» аж 17,6% семей, как «низкое» — 3,2%, а с обратной стороны линейки собрались только 5,2% и 0,1%.
Примечательно, что доля семей с низким уровнем материального положения близка к удельному весу малообеспеченных семей (3,6%). В эту категорию статорганы относят те семьи, которые не могут обеспечить человека душевыми ресурсами хотя бы на уровне бюджета прожиточного минимума (228,7 BYN за месяц в 2019 году).
В городской местности доля малообеспеченных и семей с низким уровнем благосостояния совпали на отметке 2,9%, а на селе разошлись. В сельской местности удельный вес малообеспеченных составил 5,4%, семей с «низким» благосостоянием — 4,1%.
Значит, что часть нищих белорусов не может соотнести свой реальный материальный статус с градацией властей. Прежде всего такая диспропорция психологии и административного учета просматривается у семей с детьми до 18 лет. Как «низкое» материальное положение отметили всего 2,5% таких семей, хотя 7,3% семей в этой группе имели душевые ресурсы ниже бюджета прожиточного минимума.
В наиболее остром виде проблема наблюдалась у многодетных. Семьи с 3 и более детьми на 24,5% были малообеспеченными (читай: нищими), но опцию «низкого» материального положения в опросе статорганов выбрали только 1,5%. То ли они считают, что их поддержит государство, то ли страшно самим себе признаться, где они оказались.
Самой усредненной территорией страны остался Минск. В столице 80,2% семей определили материальное положение как «среднее». В областях данный показатель колебался от 70,9% от 73,7%.
Зато в Минске жило аж 0,4% семей с высоким уровнем благосостояния. Только в Минской области этот процент дорос до 0,1%, а в остальных регионах был ниже 0,1%.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!