Госбанки больше всего угрожают стабильности системы. Будет ли обвал уже в 2020 году?
Прошел 2019 год, реформы в экономике так и не начались. В минувшем году казенные предприятия получили огромную поддержку. Но несмотря на денежные вливания в госсектор, у госбанков остались проблемные активы и раздутый штат.
Эффективность работы коммерческого банка можно измерить через рентабельность. В частности, есть такие показатели, как рентабельность активов и рентабельность капитала.
Рентабельность активов — это соотношение прибыли банка и среднего размера активов за период времени. Рентабельность капитала — соотношение прибыли и среднего объема капитала.
Как правило, чем выше рентабельность, тем это лучше для банка, чем ниже — тем хуже. Если рентабельность отрицательная, банк работает с убытками и в перспективе может обанкротиться.
Банковский сектор Беларуси состоит из 24 действующих компаний. Поскольку банки могут пользоваться различными льготами для максимизации прибыли, лучше сравнивать работу банков по рентабельности до налогов.
В 2019 году банковская система потеряла как в рентабельности активов, так и в рентабельности капитала. Рентабельность активов снизилась с 2,02% до 1,92%, рентабельность капитала — с 13,58% до 12,79%.
В группу госбанков пока входят 5 организаций — Беларусбанк, Белагропромбанк, Белинвестбанк, Банк Дабрабыт и Паритетбанк. Хотя Банк развития тоже находится в собственности государства, формально коммерческим банком он не является.
За 2019 год показатели рентабельности белорусских госбанков улучшились. Средняя рентабельность активов подросла с 1,23% до 1,31%, рентабельность капитала — с 8,42 до 8,99%.
Правда, госбанки что называется оттолкнулись от дна. Показатели частных банков и банков с иностранным капиталом все равно в разы лучше. Рентабельность активов банков с зарубежным капиталом составила 2,75%, с частным — 5,11%, рентабельность капитала — 17,89% и 26,32% соответственно.
У госбанков
На 1 января в банковской системе насчитывалось 2,727 млрд BYN необслуживаемых активов. Из этой суммы 2,262 млрд BYN держали госбанки, 420,4 млн BYN — банки с иностранным капиталом и 44,8 млн BYN — частные.
Госбанки лидировали по доле проблемных активов. Если в среднем по системе удельный вес составлял 4,63%, то у госбанков — 5,86%, у банков с иностранным капиталом — 2,27%, частных банков — 2,43%.
Две трети необслуживаемых активов системы — это обязательства предприятий в валюте (1,864 млрд BYN). Валютные активы, выданные предприятиям, имеют самое плохое качество: к 2020 году 7,32% относились к необслуживаемым.
Почти все необслуживаемые активы этой группы (1,510 млрд BYN) концентрировали госбанки. Также у госбанков отмечалось худшее качество по данной группе активов — 9,65% были необслуживаемыми (против 3,40–3,61% у других групп банков).
Напомним, согласно основным направлениям
Значит ли уязвимое положение госбанков, что они сложатся как карточный домик еще до конца года?
Нет, по сравнению с прошлыми периодами финансовое состояние госбанков
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!