В июне ускорился прирост остатков на срочных Br-рублевых вкладах физических лиц (инфографика)
Прогноз усиления интереса белорусов к срочным Br-вкладам, чему способствует подъем процентных ставок по ним, номинальный рост доходов, и, главное, укрепление Br-рубля к доллару, что делает такие вклады наиболее выгодным на сегодня инструментом приращения финансового капитала, позволяющим увеличить $-эквивалент сбережений на двузначный годовой процент — в июне полностью оправдался: прирост остатков средств физлиц на срочных Br-рублевых депозитах в банках Беларуси оказался наибольшим за 2,5 года.
Безостановочный, с ежемесячным обновлением исторического максимума, рост остатков длится уже более 3 лет. И за время поступательного увеличения, начавшегося с марта 2016-го, они выросли на 83,2%.
За июнь 2019-го остатки средств физических лиц на срочных Br-депозитах выросли на Br102,6 млн. Этот прирост сложился как из чистого притока денег извне, так и капитализацией начисленных процентов по вкладам.
Так, исходя из средней по банковской системе процентной ставке по всем (текущим, действующим) срочным Br-вкладам физических лиц и суммы остатков на таких депозитах в начале месяца, расчетная цифра начисленных за июнь процентов составила Br39 млн (при условии 100%-й рекапитализации). Выходит, чистый приток Br-рублей от населения на срочные вклады в этом месяце — Br63,6 млн. Это наибольший чистый приток за 4 года, с 2015-го.
Но раньше чистый приток бывал в разы более значительным, чем сейчас. Если в отчетном июне относительная (в процентах к остаткам на срочных Br-депозитах в начале месяца) величина чистого притока — 1,47%, то в 2012–14 гг. в отдельные месяцы превышал 7%, а среднемесячный в 2003–08 гг. — 2,5%.
То же — и с приростом капитализацией начисленных процентов. Ставки по срочным Br-вкладам населения сейчас одни из самых низких в истории: среднемесячный прирост процентами в 2012–14 гг. был 2,5–3,5%, сейчас — 0,9%.
Но и такого падения, как раньше, сейчас нет: в отдельные периоды чистый отток депозитов, бывало, составлял за месяц до 10–20% всех остатков (особенно сильный отток был в конце 2008-го, в декабре 2014-го, августе 2015-го).
На конец июня 2019-го года сумма остатков на срочных Br-рублевых депозитах физических лиц — Br4,448 млрд. В текущих ценах, чисто номинально, это исторический максимум, обновленный в очередной раз. С марта 2016-го по настоящее время, уже более 3-х лет, идет поступательный прирост. И он продолжится в ближайшее время, с ежемесячным обновлением максимума.
За 15 лет остатки на Br-депозитах физлиц увеличились номинально в 32,5 раз, при номинальном росте средней по Беларуси заработной платы за этот же период в 31,8 раз.
Однако по реальной покупательной способности сегодняшний объем остатков на срочных Br-вкладах физических лиц вырос за эти 15 лет только в 3,6 раз, и, кроме того, он не является рекордным. С учетом роста цен (применив официальный индекс потребительской инфляции Белстата), в сопоставимой покупательной способности Br-рубля исторически максимальная сумма остатков была осенью 2014-го и весной 2015-го гг.: реальная, в ценах отчетного месяца, она превышала Br4,6 млрд. Но в этом году и этот, реальный, максимум может быть преодолен.
Но в долларовом эквиваленте рекордный объем остатков средств населения на срочных Br-рублевых депозитах, что был зафиксирован еще 10 лет назад, как и пиковый объем осени 2014-го, до кризиса и череды девальваций, будет достигнут еще не скоро, если вообще будет достигнут в ближайшие годы: текущий прирост недостаточен для скорого, в текущем году, восстановления докризисного $-эквивалента Br-остатков.
Хотя в отчетном июне $-эквивалент прирос очень сильно — на $107 млн (наибольший прирост с апреля 2015-го), чему, кроме наибольшего за 4 года чистого притока, способствовало июньское укрепление Br-рубля к доллару.
По опыту многих предыдущих лет, Br-рублевая масса срочных Br-депозитов физлиц является девальвационным потенциалом, не меньшим, чем «горячие деньги» (Br-рубли наличные и на карточках): беларусы чутко реагируют на негативные изменения в валютно-финансовой сфере, и в критический период оперативно изымают Br-вклады и конвертируют в доллары, тем самым вызывая дефицит иностранной валюты и еще большую девальвацию.
Пока Br-рублевая масса срочных Br-вкладов не столь велика и опасна, как бывало раньше, а тем более с учетом выросших ЗВР. Но с прогнозируемым ухудшением платежного баланса в связи с налоговым маневром в России она может в критичный момент кратно усилить девальвационное давление на Br-рубль.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!