Вокруг заработков госуправленцев и айтишников накопилось огромное количество мифов и недомолвок. Постараемся развеять хотя бы некоторые из них.
Общее убеждение о больших зарплатах чиновников и программистов основано либо на общении с конкретными людьми, либо на данных о средней зарплате по Белстату. Однако ни отрывочные сведения из личных контактов, ни средние цифры «по больнице» не дают адекватной картины. Первые — по причине сверхмалой выборки, вторые —
Относительно точные данные можно получить 2 раза в год — летом и зимой. В это время власти готовят отчеты о распределении работников по размерам зарплат в мае и ноябре. Отчеты содержат как информацию о том, какая часть занятых сколько получает, так и статистику о медианной и модальной зарплате в каждой отрасли.
Напомним, медианной называют зарплату, выше и ниже имеют по 50% работников, модальной — наиболее часто начисляемую работникам зарплату. Поскольку в любом обществе есть расслоение на богатых и бедных, медиана и мода почти всегда ниже средней зарплаты и лучше отражают реальные доходы большинства занятых в той или иной сфере.
Самые свежие данные по медианной и модальной зарплате в Беларуси есть по состоянию на май 2018 года. Сравните: в этом месяце средняя зарплата по стране составила 943,9 BYN, медианная — 709,3 BYN, а модальная — 394,5 BYN. Это значит, что в
Однокоренные слова от «начислить» banki24.by употребили вовсе не зря. Дело в том, что Белстат всегда считает «грязные» зарплаты, которые включают в себя подоходный налог (13%) и взнос работника в Фонд соцзащиты (1%). Кроме того, подавляющая часть занятых финансирует профсоюзы, которым отдает еще около 1% зарплаты.
Казалось бы, получить «чистую» зарплату на руки из «грязной» по ведомости очень просто — отними подоходный, взнос в ФСЗН и профсоюзные. Но по Налоговому кодексу в Беларуси есть необлагаемый налогом минимум зарплаты и различные вычеты из подоходного. Плюс резиденты Парка высоких технологий применяют льготную ставку подоходного — 9% вместо 13%.
Поэтому эффективная ставка изъятий из зарплаты у каждого белоруса своя и почти никогда не равна максимально возможной. Этим и объясняется публикация данных о «грязной», а не «чистой» зарплате. Кстати, также поступают и все остальные статслужбы мира.
А теперь, вооружившись полученными знаниями, рассмотрим заработки в
При этом у айтишников было гораздо выше расслоение по зарплатам. 10% наиболее высокооплачиваемых айтишников получали в 4,8 раза большую зарплату, чем 10% самых низкооплачиваемых. В госуправлении разница между верхними и нижними 10% составляла 3 раза.
Можно прикинуть и «чистую» медиану и моду после выплаты всех налогов и взносов. В мае 2018 года у айтишников это было 2 050–2 150 BYN по медиане и 2 600–2 700 BYN по моде, а у чиновников — 840–850 BYN и 750–760 BYN соответственно.
Что касается высокооплачиваемых работников, то таковых по меркам властей среди айтишников было очень много. В
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте и Facebook. Присоединяйтесь!