Белстат опубликовал данные об экспорте и импорте товаров за 11 месяцев 2017 года. banki24.by разобрались, что реально стоит за цифрами официальной статистики.
Во избежание кривотолков сразу оговоримся: Белстат и Нацбанк считают экспортные и импортные потоки по разным методикам. Белстат берет за основу и сверяется с данными таможенной статистики, а Нацбанк оценивает экспорт и импорт товаров по методологии платежного баланса.
В чем состоит разница методик двух госорганов? НБРБ производит корректировку экспорта и импорта товаров до цен на условиях ФОБ. За счет поправок обычно уменьшается как объем экспорта, так и импорта, но импорт падает больше.
В результате у Нацбанка получается лучшее сальдо торговли товарами, чем у Белстата. Это не хорошо и не плохо и цельной картины не искажает. Просто НБРБ приводит
Поэтому, когда из СМИ звучат страшилки о небывалом ухудшении внешней торговли Беларуси, нужно помнить, что озвучиваются цифры Белстата. К тому же, данные цифры идут без учета экспорта и импорта услуг. Это важно, так как в наших условиях положительное сальдо по услугам перекрывает отрицательное по товарам.
Однако таможенная статистика при всех ее недостатках хороша тем, что выходит оперативнее нацбанковской и позволяет оценить тренды и рассмотреть сезонность.
В ноябре 2017 года отрицательное сальдо торговли товарами составило минус 627,4 млн USD против минус 477,7 млн USD в ноябре 2016 года.
Посмотрим на торговлю с Россией: в прошлом году сальдо с ней составило минус 261,5 млн USD, а в текущем — минус 842,9 млн USD. Рост негативного сальдо случился
Очень просто: во второй половине 2016 года белорусские НПЗ находились на голодном пайке, поскольку РФ урезала поставки нефти в ответ на неплатежи Беларуси по газу.
В частности, в
А ведь относительно 2016 года выросли еще и импорт газа и нефтепродуктов! В общем, только восстановление ввоза энергоносителей объясняет около половины проседания сальдо торговли с Россией.
Как всегда в Беларуси, нет худа без добра. В прошлом году
Все это привело к тому, что сальдо торговли с ЕС улучшилось на 361,4 млн USD — до минус 58,1 млн USD. Да, небольшой перекос в пользу Европы остался, но он мал на фоне проблем ноября 2016 года. Если подытожить, то общий рисунок далеко не так мрачен, как живописуют отдельные
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в нашей группе в Facebook. Присоединяйтесь!