Подорожает ли нефть, или подешевеет? Аналитики и сырьевые эксперты наперебой дают свои оценки, упуская из виду несколько важных вопросов, связанных с особенностями мирового рынка энергоносителей. Чтобы разобраться в ситуации, в первую очередь, нужно понять, сумеет ли Саудовская Аравия сохранить влияние и свой статус стабилизирующего производителя, или же окончательно передаст его американским производителям нефти и газа.
К середине
На самом деле, последнее венское соглашение, в рамках которого производители ОПЕК, а также ряд других стран договорились сократить объем добычи в совокупности на 1.8 млрд баррелей в день, свидетельствует о внутренней слабости картеля.
В 2014 году, когда саудиты отказались сокращать производство, чтобы стабилизировать цены, началась настоящая нефтяная война. Увы, стратегия, направленная на то, чтобы выжить с рынка производителей с высокой себестоимостью добычи, не оправдала ожиданий. Штаты продолжают наращивать объемы, а экономика Саудовской Аравии страдает от дефицита нефтяных доходов. Американские сланцевые компании сумели не только увеличить свою долю на рынке, но и существенно сократить затраты за счет технологических инноваций.
Добро пожаловать в эру «Гидроразрыв 2.0», где начальник участка буровых работ может отдавать распоряжения своим рабочим, находясь за сотни километров от буровой установки, через приложение «ISteer». EOG Resources — одна из крупнейших независимых нефтегазовых компаний в США, творит чудеса, оставляя своих конкурентов далеко позади. Сегодня чтобы пробурить горизонтальную скважину, ей нужно всего 20 дней по сравнению с 38 в 2014 году. Во время нефтяного кризиса компания поддерживала объемы добычи на стабильном уровне, невзирая на падение цен.
Также существенно снизилась себестоимость барреля нефти, добываемой на сланцевых месторождениях. В Rystad Energy утверждают, что уровень безубыточности для сланцевиков сейчас находится на отметке 35 долларов за баррель. А ведь еще совсем недавно их затраты на добычу барреля в три раза превышали затраты ближневосточных и других «не западных» производителей, при этом темпы истощения месторождений также были выше. Однако показатель нефтеотдачи уже увеличился с 5% до 12% и может дорасти до 25% в ближайшие годы. Теперь вопрос в том, когда эта техническая революция распространится и на другие регионы, за пределами Ближнего Востока.
Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, в этом году объем добычи сырой нефти в США достигнет 9.2 млн баррелей в день, а в 2018 году — 9.7 млн баррелей. Более того, чем выше цены, тем быстрее растут объемы производства в Штатах. Именно поэтому запасы в США достигли рекордных максимумов несмотря на удорожание нефти.
Пока американские производители развиваются несмотря ни на что, Саудовская Аравия вынуждена сокращать добычу, чтобы стабилизировать цены, поскольку ее бюджет на 90% зависит от экспорта этого ресурса. В 2015 году саудиты тратили свои валютные резервы, усиливая инфляционное давление в экономике. Правительство королевства сократило различные субсидии и пенсии в госсекторе, урезало заработные платы и праздничные дни. Заместитель наследного принца Мухаммад бин Салман столкнулся с важной и трудной задачей: стабилизировать экономику, чтобы избежать массовых недовольств.
Пытаясь избавиться от нефтяной зависимости, королевство разработало стратегию «Миссия 2030» и «План национальной трансформации 2020». IPO государственного нефтяного гиганта Saudi Aramco также является частью общей стратегии восстановления.
Продав пять процентов акций компании — по некоторым оценкам она стоит около 1 трлн долларов (достаточно денег, чтобы купить Google, Apple, Berkshire Hathaway и Microsoft вместе взятые) — королевство надеется создать крупнейший в мире фонд национального благосостояния.
Этот шаг позволит диверсифицировать экономику и, возможно, избавит его от главной угрозы — социальных недовольств. А теперь, когда ОПЕК сокращает производство, выполняя договоренности более чем на 90%, Саудовская Аравия чувствует себя более уверенно. На самом деле, согласно последним данным, экономические показатели в стране начали восстанавливаться.
Учитывая значимость цен на нефть для экономики Саудовской Аравии, соглашение ОПЕК+, заключенное на полгода, до июня 2017 года, скорее всего, будет продлено еще на шесть месяцев. В конечном счете, это вопрос жизни и смерти. Еще один значимый шаг со стороны королевства — это снижение налоговой ставки для Saudi Aramco с 85 до 50%. Это поможет повысить ценность Aramco, которая является главным источником дохода для страны. Саудовская Аравия, судя по всему, смирилась с тем фактом, что она больше не может контролировать нефтяной рынок, и теперь должна сфокусироваться на собственной экономике.
Рост числа активных буровых установок, рекордно высокие объемы запасов, развитие технологий и профицит предложения. Это лишь некоторые признаки того, что, несмотря на усилия ОПЕК, фундаментально на рынке нефти ничего не изменилось, а американские производители продолжают набирать силу.
Если тренд сохранится, возможно, в скором времени, Штаты станут новым стабилизирующим производителем. Таким образом, у нас их будет двое: один молодой и растущий, а второй старый, и цепляющийся за свое влияние.