Нацбанк Беларуси обновил расчеты индексов реального курса белорусского рубля к прочим валютам. В феврале 2017 года белорусский рубль укрепился по отношению к валютам стран внешнеторговых партнеров Беларуси.
Расчет изменения реального курса к той или иной валюте отличается от вычисления динамики номинального тем, что в сравнение включается скорость инфляционных процессов в государствах, валюты которых сравниваются. Главными измерителями инфляции на международном уровне приняты индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦППП).
Для подсчета реальных курсов Нацбанк использует как ИПЦ, так и ИЦППП. Из-за того, что данные о росте промышленных цен как правило поступают позже, чем сведения о потребительской инфляции, оценки реальных курсов с помощью ИПЦ делаются с опережением оценок по ИЦППП. На сей раз НБРБ задействовал статистику по ИПЦ в разных странах по состоянию на февраль 2017 года и статистику по ИЦППП на январь 2017 года.
Так, за февраль курс белорусского рубля к доллару вырос в реальном выражении на 3%. Это и немудрено: даже официальный номинальный курс за январь-2017 составлял 1,9495 BYN за 1 USD, а в феврале-2017 оказался равен 1,8967 BYN за 1 USD. С учетом гораздо более медленной инфляции в США логично приходим к солидному укреплению национальной валюты Беларуси.
Номинальный курс к доллару за истекшую часть марта составляет около 1,90 BYN за 1 USD. Поэтому реальный курс за март скорее всего изменится очень мало. За январь-февраль реальный курс к доллару вырос на 4%. Важно отметить, что при этом курс остался близким к равновесным значениям.
Укрепление белорусского рубля к евро за февраль составило 2,6%, с начала 2017 года – 4,4%. Средний официальный курс за февраль сложился на уровне 2,0193 BYN за 1 EUR, за истекшую часть марта – около 2,02 BYN за 1 EUR. В связи с этим особых подвижек по реальному курсу (как и в случае с долларом) в марте не предвидится.
А вот к российскому рублю белорусский реально вырос за февраль лишь на 0,7%. Это вызвано меньшими колебаниями средних номинальных курсов – 3,2586 BYN за 100 RUB в январе и 3,2442 BYN за 100 RUB в феврале. За неполный март номинальный курс опять подрос до уровня января. Ввиду этого колебание реального курса по данной валюте в марте может стать близким к нулю.
Наконец, используя данные о динамике номинальных и реальных курсов можно вычислить тот курс, достижение которого в теории уберет негативный фон для продвижения продукции белорусских экспортеров на внешних рынках.
Возьмем в качестве рубежа, от которого стоит отталкиваться при расчете такого целевого курса, границу 2012-2013 гг. Тогда окажется, что условный равновесный курс белорусского рубля к российскому, рассчитанный через ИПЦ, составит на февраль-2017 около 3,33-3,34 BYN за 100 RUB. Целевой курс, полученный с помощью сравнения ИЦППП, на январь-2017 сложится возле 3,4 BYN за 100 RUB.
Впрочем, зазор между фактическим номинальным курсом и расчетным целевым еще не так велик, чтобы его нельзя было компенсировать ростом конкурентоспособности белорусских товаров по другим критериям.