Официальные статорганы опубликовали первую информацию о состоянии расчетов в 2017 году. Часть данных, собранных Белстатом, оказалась весьма любопытной.
В январе резко выросла кредиторская задолженность организаций сухопутного и трубопроводного транспорта — на 207 млн BYN, или на 15,9%. При этом просроченная кредиторская задолженность по данному виду деятельности за январь увеличилась сразу на 156,9 млн BYN, или в 2,8 раза. В итоге доля просрочки в кредиторской задолженности сухопутного и трубопроводного транспорта взметнулась за месяц с 6,8% до 16,3%.
Львиная доля прироста кредиторки пришлась на внешние расчеты. В январе общие долги транспортников перед партнерами вне Беларуси выросли на 166,6 млн BYN, из которых просроченные — на 135,8 млн BYN.
За январь сумма просроченной внешней кредиторки сухопутного и трубопроводного транспорта подскочила аж в 4,9 раза. Соответственно, и удельный вес токсичного внешнего долга возрос с 4,9% на 1 января до 19,2% на 1 февраля.
Параллельно в январе увеличилась задолженность транспортников за
Судя по характеру изменения различных видов кредиторки, почти весь прирост просрочки могли дать долги за газ, причем внешние. Так как предприятия системы Белтопгаза взаимодействуют с Газпромом через его белорусскую дочку, а уже та перечисляет деньги в головную компанию, скорее всего внешние долги «повисли» на
В прошлом году рост просроченной внутренней дебиторки перед
О том, что это неплатежи именно российским компаниям, говорит динамика внешней кредиторки предприятиям России в период с 1 января по 1 февраля. Лишь за этот месяц просроченная задолженность организаций Беларуси перед российскими увеличилась с 299,9 млн BYN до 437,7 млн BYN. По всем прочим странам такого скачка задолженности в январе не наблюдалось.
Конечно, перечисленные выше факты можно объявить набором совпадений. Но уж больно подозрительное количество сдвигов по долгу пришлось на одно и то же время в одном и том же направлении!
Кстати, если в феврале ситуация повторилась, то вполне вероятен следующий ход событий. В ответ на ухудшение финансового положения дочки Газпрома в Беларуси власти России могли «порекомендовать» своим компаниям приостановить поставки нефтепродуктов на белорусские АЗС.
В данном случае такие действия соседей можно рассматривать как некую «ответку» на упорное нежелание белорусов платить за газ по контрактной цене. Ведь без частичного закрытия внутреннего рынка дизеля и бензинов импортом из России власти нашей страны будут вынуждены перенаправлять поставки с премиальных экспортных направлений на невыгодное белорусское. В общем, ком проблем вокруг нерешенного нефтегазового спора пока только нарастает.