Мне все больше нравится тезис о том, что Брекзит как событие по своей значимости похож на коллапс Bear Stearns. Об этом рассуждает в программе «Реплика» экономический обозреватель Николай Корженевский.
Я уже приводил это сравнение, но за последние две недели оно обрело несколько дополнительных смыслов. Что важнее, оно находит эмпирические подтверждения.
Главное, на мой взгляд, появилось сегодня. Financial Times сообщает, что компания Standard Life заморозила вывод средств из своего фонда недвижимости в Соединенном Королевстве. Активы под управлением на момент последней отчетности составляли 2,9 млрд фунтов стерлингов, или почти $4 млрд по сегодняшнему курсу. Это большой фонд.
Запрет на вывод денег из него наложен даже при том, что компания держала на счетах значительные объемы наличных средств, как раз на случай массового исхода инвесторов. Согласно той же отчетности подушка безопасности составляла 13% от чистых активов, или полмиллиарда долларов. Рискну предположить, что пайщики забрали эти средства буквально за последнюю неделю, в течение коротких нескольких дней после референдума. Что ж, кто стоял ближе всех к выходу, тот и успел убежать.
Финансисты Лондона сегодня, безусловно, будут взбудоражены. Однако к общему возбуждению уже рискует примешаться чувство тихой паники. Сначала Брекзит, а теперь вот его прямые последствия. Остается только молиться, чтобы это было единичным случаем, исключением, и новых жертв не последовало.
Ну, а параллели с Bear Stearns рисуются сами собой. Крупнейший американский банк с почти столетней историей до определенного момента казался неприступной цитаделью. И вот в июне 2007 г. компания внезапно объявила о том, что замораживает вывод средств из двух своих крупнейших фондов и выделяет $3 млрд, чтобы избежать их закрытия. Правда, уже через месяц, в июле, фонды все равно ликвидируют, а Bear Stearns разошлет письмо, которым информирует клиентов о потере всех денег. Речь, кстати, идет о сумме в $6 млрд, что по иронии судьбы сопоставимо с нынешней британской проблемой. Ее масштаб, повторюсь, — $4 млрд.
Самому Bear Stearns тогда оставалось жить совсем недолго. Уже через квартал в отчетность просочилась информация о списаниях по инвестициям в недвижимость. И в итоге чистому убытку в почти миллиард долларов. За неделю с 10 по 14 марта 2008 г. вековая история компании завершилась. Ее купил JPMorgan за $200 млн, причем только на условии защиты ФРС от потенциальных убытков.
Это, так сказать, краткое содержание тех горячих дней. Но нужно помнить, что коллапс финансовой системы — сначала в США, а затем и глобально — случился не
Вот и сейчас меня не покидает стойкое ощущение, что Lehman Brothers версии 2016–2017 еще впереди. Брекзит — это некий сигнал того, что определенные процессы более не текут в привычном русле. Пока их удается локализовать, может быть, они даже контролируемы — это суждение всегда делается по вкусу.
Но сегодняшние новости симптоматичны. Конечно, многие аналитики скажут, что рынок недвижимости Великобритании локализован, не является системным риском и не может генерировать
Ну и, конечно, «черный лебедь» может прилететь с другого фронта. В конце концов, проблемы, которые обнажил Брекзит, — это не столько неустойчивость
Такие процессы всегда опасны для устойчивости системы. Она в движении, ослаблена и следующему удару будет сопротивляться меньше. А он может прийти из самых разных источников. Я убежден, что важнейшим фактором нестабильности станут проблемы китайской экономики. Хотя вверху списка и американские выборы, и спекуляции на тему устойчивости ЕС. Но почву для всех них подготовил Брекзит.
Событие Bear
Экономический обозреватель Николай Корженевский.
---
Уже после публикации текста Корженевского появилась информация о том, что Британская управляющая компания M&G Investments объявила во вторник, что она приостановила вывод средств пайщиками из своего фонда Property Portfolio с активами на 4,4 млрд фунтов ($5,7 млрд). Это крупнейший фонд коммерческой недвижимости в стране, отмечает Financial Times.
К M&G Investments присоединилась и Британская управляющая компания Aviva Investors, которая тоже во вторник ввела временный запрет на вывод розничными пайщиками средств из своего фонда недвижимости с активами в 1,8 млрд фунтов ($2,35 млрд).
Таким образом, суммарный портфель активов под управлением этих трёх компаний составляет приблизительно 11-12 млрд. USD.
Источник: www.vestifinance.ru