Таковы данные официальной статистики на 1 мая. В начале года просроченными были 22,4% обязательств. Дебиторская задолженность в экономике достигла 294,6 трлн BYR. Просроченная дебиторка на ту же дату составила 73,4 трлн BYR.
Основной объем дебиторской задолженности имела промышленность. К 1 мая промышленным предприятиям были должны 150 трлн BYR, из которых просроченными были 42,2 трлн BYR. Удельный вес просрочки по промышленности был равен 28,0%.
Крайне плохо рассчитывались дебиторы предприятий водного транспорта. На 1 мая просроченными были 60,7% их долгов. В розничной торговле работа с дебиторами была поставлена куда лучше — после 1 января доля просрочки поставщиков перед ритейлом колебалась между 9% и 10%.
Дебиторская задолженность в 2016 году росла заметно быстрее инфляции. За январь—апрель она увеличилась на 9,2%, в том числе просроченная — на 21,5%. При этом состояние расчетов внутри Беларуси ухудшалось быстрее, чем с зарубежьем. Внутренняя дебиторка к 1 мая увеличилась на 10,9% (просроченная часть — на 24,3%), а внешняя — на 4,2% (просроченная часть — на 8,3%).
Лучшим было качество расчетов с внешним миром — доля просрочки на 1 мая составляла 15,6% против 15,0% на 1 января. Внутри Беларуси просроченной на 1 мая являлось 28,0% дебиторской задолженности, на 1 января — 25,0%.
Одной из главных причин роста просроченной дебиторской задолженности стала ситуация с расчетами дебиторов сухопутного и трубопроводного транспорта. Объем просрочки перед этими предприятиями с начала года вырос на 3,7 трлн BYR, или в 6,2 раза, а ее доля в общей задолженности — с 8,9% до 34,7%. Просроченная дебиторская задолженность росла почти исключительно во внутренних расчетах.
Судя по характеру задолженности и поступающей информации о неплатежах за газ, львиная доля прироста просрочки перед сухопутным и трубопроводным транспортом была долгами перед дочерним предприятием Газпрома — Газпром трансгаз Беларусь. Само предприятие рассчитывалось с материнской структурой вовремя. Об этом свидетельствует отраслевая динамика просроченной внешней кредиторской задолженности.
Не имея возможности повлиять на Беларусь по газу напрямую, российские власти с III квартала ограничили объем поступающей в нашу страну нефти. В конечном счете это приведет к недобору белорусским бюджетом экспортных пошлин с нефтепродуктов. Власти Беларуси будут вынуждены искать дополнительные источники покрытия платежей по валютному госдолгу.