Обмен клиентом банка денежных знаков в сумме, равной или превышающей 1000 базовых величин, является основанием для проведения идентификации клиента, а в том случае, если у банка нет данных о происхождении этих средств, операция может рассматриваться как подозрительная.
Обоснование такого порядка обмена старых купюр на новые в процессе деноминации Нацбанк привел в специальном письме от
При этом считать подобные операции подозрительными банки не обязаны. В Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, а также финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения, утвержденной Нацбанком 24 декабря 2014 года, нет прямого указания на отнесение обмена банкнот при деноминации в больших объемах к подозрительным операциям.
Но в этой Инструкции есть пункт 60.45, согласно которому банки имеют право, при желании, считать подозрительными любую операцию, не входящую в перечень таких операций, установленных Инструкцией (их там 44). Этим пунктом в Нацбанке и рекомендовали банкам воспользоваться в случае с обменом старых банкнот на новые при проведении деноминации.
Базовая величина в настоящее время составляет 210 тыс. BYR, таким образом, подозрительным может показаться обмен уже 210 млн. BYR, то есть немногим более 10 тыс. USD в пересчете на доллары США.
Впрочем, вряд ли много людей хранит средства в белорусских рублях в таких объемах. Другое дело — предприниматели, которые скрывают свою выручку от налогообложения, что в настоящее время в Беларуси встречается. У них могут возникнуть проблемы. Впрочем, они легко решаются: надо обменивать имеющиеся средства частями, разбив их на суммы, меньшие 200 млн. BYR. При желании банки могут снизить сумму средств, обмен которых они будут считать подозрительным, но они вряд ли будут осложнять себе работу.