Курсы валют Нацбанка РБ
22 дек23 дек
1 USD 3,4720 3,4468 −0,0252
1 EUR 3,6140 3,5789 −0,0351
100 RUB 3,3802 3,3875 +0,0073
10 CNY 4,7918 4,7622 −0,0296
10 PLN 8,4749 8,4058 −0,0691

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
22 дек23 дек
USD 102,3438 102,3438 +0,0000
EUR 106,5444 106,5444 +0,0000
BYN 29,6924 29,6924 +0,0000
CNY 13,9897 13,9897 +0,0000
PLN 24,9607 24,9607 +0,0000

все курсы валют

Ручное управление валютой: кого пустят на биржу в понедельник 21 марта?

Государство обещает предоставить населению возможность покупать и продавать валюту на бирже в 2017—2018 гг., а сегодня, 21 марта, возможность участвовать в биржевых торгах получат предприятия. Правда, доступ на валютную биржу предоставят не всем желающим, а только избранным.


Хочешь на биржу — заплати комиссию

С июня 2015 года торговать валютой на бирже в Беларуси могли только банки, предприятия такой возможности не имели. Все валютообменные операции субъекты хозяйствования проводили на внебиржевом рынке — покупали иностранную валюту у банков и продавали ее им же.

С 21 марта 2016 года круг субъектов, которые могут участвовать в валютных торгах, расширяется — Нацбанк предоставил предприятиям право выходить на биржу.

«Решение принято с целью дальнейшего совершенствования механизмов функционирования внутреннего валютного рынка», — пояснил необходимость соответствующего постановления Нацбанк.

Правда, торговать валютой на бирже предприятия смогут не самостоятельно, а через денежно-кредитные учреждения. Банки будут принимать заявки клиентов и выставлять их на биржу по ходу торгов. Причем обрабатывать заявки клиентов банкам придется… вручную.

Однако, как удалось выяснить БелаПАН, коммерческие банки просто не смогут физически обработать вручную сотни заявок предприятий, если последние возжелают покупать (продавать) валюту именно на бирже.

«Теоретически, можно посадить операционисток, чтобы они обрабатывали сонмище клиентских заявок, но это страшно — вероятность возникновения ошибок в этом случае резко возрастет», — отметил в беседе с корреспондентом БелаПАН представитель одного из банков.

В сложившейся ситуации банкам остается одно — фильтровать клиентов, которые захотят участвовать в биржевых торгах. В этом случае, говорят банкиры, на биржу попадут «клиенты с серьезными объемами», а доступ малым и средним предприятиям на биржу будут ограничивать. Вероятнее всего, тарифными методами.

В результате, ручное управления заявками превратиться в ручное управление валютой: наиболее крупные объемы уйдут на биржу, а «мелочь» останется на внебиржевом рынке. По сути, к бирже получат доступ только избранные клиенты банков — крупные предприятия.

Банки не сказать чтобы рады потенциальным комиссионным доходам. Они понимают, что разделение предприятий на «крупные» и «мелкие» может не только породить недовольство у клиентов, но и вызвать жалобы в соответствующие органы — банки, мол, «жируют», устанавливая необоснованные комиссии.


Причины «совершенствования» валютного рынка

Аналитики финансового рынка характеризуют ручную систему обработки клиентских заявок не иначе как практикой из каменного века. Возникает вопрос: зачем понадобилось «совершенствовать механизмы функционирования внутреннего валютного рынка» таким образом?

Согласно первой версии, новый механизм, который открывает крупным предприятиям доступ к биржевым торгам, может быть призван сократить расходы субъектов хозяйствования, связанные с валютообменными операциями на внебиржевом рынке. Однако у этой гипотезы имеются контраргументы.

«Крупные клиенты, взаимодействуя с банком, покупали/продавали валюту по курсу, близкому к тому, который складывался на бирже. Вряд ли финансовые службы предприятий смогут еще лучше „ловить“ курс на бирже, чем это делают дилинговые службы банков, обладающие профессиональными знаниями и опытом», — считает эксперт БелаПАН в банковских кругах.

Официальная версия, объясняющая новые условия валютных торгов, прозвучала на этой неделе из уст руководства Белорусской валютно-фондовой биржи.

Как заявил журналистам председатель правления БВФБ Андрей Аухименя, предоставление предприятиям права выходить на биржевые торги «позволит расширить спрос и предложение валюты на валютном рынке». «И по нашему мнению, возможно, стабилизировать валютный курс», — подчеркнул Аухименя.

Однако тот факт, что к торгам на бирже получат доступ только избранные предприятия, очевидно, вряд ли можно считать идеальным механизмом решения благородной задачи.

«Режим непрерывного двойного аукциона, в рамках которого сегодня осуществляются торги на бирже, — безусловно, алгоритм рыночный. Однако этот механизм должен удовлетворять запросы всех участников рынка. Если же у нас выходит, что не все предприятия могут принимать участие в биржевых торгах, элемент рыночности этот механизм утрачивает», — говорит старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.

Он предполагает, что «ручной» доступ предприятий на биржу является промежуточным решением властей, которые декларируют сегодня планы расширять круг участников биржевого рынка.

«Возможно, с течением времени, когда сложится представление, как новые условия торгов будут работать, этот процесс станут автоматизировать», — отмечает Полховский.

Наконец, третья версия, объясняющая желание властей расширить круг участников биржевых торгов, заключается в том, что официальный Минск таким образом пытается выполнять условия кредиторов.

Международные финансовые организации, у которых белорусские власти просят сегодня новые кредиты, постоянно настаивают на обеспечении максимально рыночного процесса курсообразования. Расширение круга участников биржевых торгов — явный шаг в этом направлении.

Кстати, руководство Белорусской валютно-фондовой биржи на этой неделе сообщило, что в 2017—2018 гг. планируется и населению предоставить возможность (очевидно, через брокеров) осуществлять валютообменные операции на бирже.

Финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха констатирует, что в России население уже сегодня через брокеров имеет доступ к московской бирже в любой момент.

«Будет ли выгодно белорусам осуществлять валютообменные операции на бирже? Все зависит от условий. Если тарифы будут приемлемыми, населением освоит биржевую торговлю не хуже, чем операции в системе интернет-банк», — считает Александр Муха.

По оценкам аналитика, обеспечить доступ населения к валютным торгам на биржевом рынке и создать необходимую для этого технологическую инфраструктуру вполне реально к 2018 году.

Вопрос в том, будет ли на это политическая воля государства. Сегодняшняя ситуация, когда доступ разных участников к биржевым торгам ограничен, подтверждает, что государство не спешит идти на либерализацию валютного рынка. Тот факт, что только избранные участники получают сегодня доступ к валютным торгам, подтверждает, что ручная система управления этим рынком сохраняется.

Источник: http://naviny.by/

2016-03-21