В 2016 году Беларуси не удалось выполнить намеченные показатели по экспорту, несмотря на то, что число субъектов хозяйствования, которые занимаются экспортом, увеличилось на 300. Исправить ситуацию должна Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016–2020 годы.
Проект этой программы Министерство иностранных дел Беларуси вынесло на общественное обсуждение, и пригласило всех желающих высказать свое мнение по ее поводу по электронному адресу export@mfa.gov.by (с пометкой «предложения в нацпрограмму»).
Согласно этой программе, правительство собирается не только сохранить, но и найти дополнительные ниши для экспорта белорусской продукции на традиционных рынках, выйти на новые перспективные рынки, а также нарастить экспорт услуг.
Удельный вес экспорта товаров на новые перспективные рынки стран дальней дуги (Азии, Африки и Америки) в общем объеме экспорта товаров должен достичь 10%. Удельный вес экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг планируется увеличить до 25%.
В частности, планируется использование инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» для модернизации и расширения
В программе изложено множество общих направлений деятельности по развитию внешней торговли. Что касается конкретных шагов, то о них рассказал министр иностранных дел Владимир Макей. Он отметил, что акцент в программе сделан на активность конкретных отраслей, регионов и предприятий.
Владимир Макей также сообщил, какие меры не на бумаге, а в реальности, способствуют развитию экспорта в Беларуси. По его словам, особенно хорошие показатели были достигнуты в тех странах, которые посетил глава государства, или с руководителями которых встречался президент. Кроме этого, хорошо зарекомендовала себя практика закрепления должностных лиц за конкретными регионами. Министр заявил, что подобная практика будет осуществляться и в дальнейшем.
Похоже, что пока это основные способы стимулирования экспорта из Беларуси. Впрочем, девальвация белорусского рубля может оказаться новым эффективным стимулом для его развития.