По данным Национального банка РБ, активы белорусских коммерческих банков (без учета Банка развития) в ноябре текущего года значительно увеличились по отношению к октябрю, но произошло это вследствие роста рублевого эквивалента валютной части активов, а сами активы в реальности сокращались.
При этом рублевые активы банков страны в ноябре снизились на 0,8 трлн. BYR — до 239,5 трлн. BYR. А активы в иностранной валюте снизились на 451,1 млн. USD — до 20,7 млрд. USD. Однако вследствие ослабления белорусского рубля в ноябре рублевый эквивалент валютных активов увеличился на 6,7 трлн. BYR и достиг 1 декабря 2015 года 375,7 трлн. BYR.
Это привело к росту суммарных активов коммерческих банков на 5,9 трлн. BYR — до 615,2 трлн. BYR.
Сокращение валютных активов белорусских банков было обусловлено снижением требований в иностранной валюте к резидентам РБ. Их величина уменьшалась в ноябре на 0,5 млрд. USD — до 19,2 млрд. USD. При этом требования к нерезидентам даже увеличились: на 56,4 млн. USD — до 1,53 млрд. USD.
В наибольшей степени в ноябре сократились требования банков к субъектам хозяйствования — резидентам РБ: на 5,8 трлн. BYR — до 342,2 трлн. BYR. Требования к физическим лицам увеличились на 0,4 трлн. BYR и достигли 69,4 трлн. BYR.
Снизилась активность в ноябре и на межбанковском рынке. Требования коммерческих банков к банкам сократились в ноябре по сравнению с октябрем на 0,6 трлн. BYR — до 13,8 трлн. BYR. А требования к Национальному банку уменьшились на 0,7 трлн. BYR и составили на 1 декабря 82,7 трлн. BYR.
Однако при этом требования коммерческих банков к органам государственного управления в ноябре увеличились, причем, на рекордную величину: на 10,4 трлн. BYR. Они достигли 63,3 трлн. BYR, приблизившись к требованиям к физическим лицам, хотя год назад были примерно в 2 раза меньше.
В годовом выражении данные требования почти удвоились. Не исключено, что это является следствием ужесточения условий предоставления банковских кредитов субъектам хозяйствования. Банки стараются не выделять средства ненадежным предприятиям, предпочитая надежные органы власти, которые, получив ресурсы, финансируют ненадежные предприятия.