Спикер Совета Республики Михаил Мясникович, выступая на сессии верхней палаты парламента 15 октября, сообщил, что Программу социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 годы планируется представитьделегатам 5-го Всебелорусского народного собрания.
По его словам, подготовка прогноза социально-экономического развития, республиканского бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на 2016 год, а также проекта программы социально-экономического развития страны на очередную пятилетку находятся назавершающей стадии.
Некоторые детали этих планов можно будет узнать, по-видимому, уже в ближайшее время, так как президент Беларуси Александр Лукашенко принял решение провести 20 октября специальное заседание, на котором планируется рассмотреть подходы к 2016 году и ответственность кадров по выполнению социально-экономических задач, стоящих перед страной.
Впрочем, некоторые детали планов раскрыл 15 октября заместитель министра экономики Дмитрий Крутой на 77-м заседании Республиканского клуба директоров на тему «Финансовое оздоровление бизнеса — главное условие преодоления рецессии».
Он сообщил, в частности, об абсолютно новых подходах к формированию реализации государственных программ. Предполагается существенно сократить как их перечень, так и источники финансирования, а доступ к предоставлению бюджетных и льготных кредитов на реализацию инвестиционных проектов, в том числе по госпрограммам, намечено осуществлять исключительно на основе конкурсного отбора для субъектов всех форм собственности и через единый канал. В качестве такого канала определен Банк развития. В текущей пятилетке реализуется около 180 государственных программ, в следующей пятилетке предполагается оставить 5.
Такие планы правительства выглядят привлекательно, но кажутся совершенно неосуществимыми, так как без государственной поддержки многие предприятия просто прекратят свою деятельность. Поэтому, скорее всего, все 180 программ просто объединят в 5, сохранив их.
Кроме того, предполагается осуществить структурные реформы, в частности, в энергетике и транспорте, в целях борьба с монополистами для обеспечения честной конкуренции на рынке и снижения цен.