USD нал EUR нал
3,2410 / 3,2460 3,4840 / 3,4900
Курсы валют Нацбанка РБ
25 апр26 апр
1 USD 3,2421 3,2385 −0,0036
1 EUR 3,4640 3,4740 +0,0100
100 RUB 3,4968 3,5030 +0,0062
10 CNY 4,4510 4,4416 −0,0094
10 PLN 8,0147 8,0476 +0,0329

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
25 апр26 апр
USD 92,5058 92,1314 −0,3744
EUR 98,9118 98,7079 −0,2039
BYN 28,5327 28,4488 −0,0839
CNY 12,7183 12,6716 −0,0467
PLN 22,8878 22,8750 −0,0128

все курсы валют

Почему брекзит — это сплошной обман и надувательство

Объявление результатов британского референдума о выходе страны из Евросоюза меня не просто огорчило, а практически ввергло в депрессию. Несколько дней я не мог толком ни работать, ни ходить в кино, хотя дело было в разгар Московского кинофестиваля. Вместо этого все свое время я проводил, читая бесконечные статьи о брекзите на всех известных мне языках, а также переписываясь с английскими друзьями.

Конечно, меня расстроило и то, что, как гражданин Швеции, то есть Евросоюза, я потеряю право свободно находиться в Великобритании, жить там и работать, как у себя дома. Ведь это все-таки наиболее близкая мне часть континента, где я знаю и язык, и кино, и культуру. Да и вообще будущее объединенной Европы показалось после этого события ужасно шатким.

Но, наверное, главное, что на меня так подействовало, — брекзит очень хорошо показал, что не так с нашим миром и почему сейчас можно ожидать осуществления сколь угодно антиутопического сценария — от победы Дональда Трампа в США и национал-популистов по всей Европе до полного распада Евросоюза на враждующие друг с другом блоки. В общем, всего того, от чего у более-менее здравомыслящего человека возникает желание подыскать себе другой глобус. 

Принято считать, что либеральная демократия — основа западной цивилизации — работает только тогда, когда люди голосуют на выборах, принимая осознанные решения, направленные на их личное, а не общественное благо. Приоритет личного очень важен, но в сумме может сложиться нечто такое, что устраивает большинство. Что касается осознанности принятия решений, то в ее основе — факты, одинаковые для всех, при этом открытые для разных трактовок. 

Брекзит — это свидетельство того, как работает мир в post-factual democracy, то есть демократии в эпоху «постфактов». Факты, конечно, никуда не исчезли — они просто растворились в море пропаганды, ярких мемов, вирусных роликов и откровенной лжи. Победили те, кто смог сделать свою ложь грандиозней и ярче, кто смог лучше «заточить» ее для попадания в болевые точки общества. Кто смог лучше упаковать свои месседжи и красивее выложить их на полках «информационного супермаркета», где каждый волен сам выбирать себе факты. 

Разбору лжи, которая легла в основу кампании за выход из ЕС, посвящены сотни статей — тут и «неминуемое» вступление в Евросоюз Турции и £350 миллионов в неделю, которыми Великобритания «кормит» Брюссель и которые можно было бы потратить на финансирование здравоохранения. То, что это «ошибка», один из лидеров брекзита Найджел Фараж признал буквально на следующий день после референдума, то есть когда все решения уже были приняты. 

Справедливости ради стоит отметить, что сторонники членства Соединенного Королевства в ЕС не придумали ничего лучшего, чем запугивание соотечественников ужасами, которые могут случиться при выходе из Евросоюза, и тоже много чего присочинили. Но по количеству и масштабу лжи, полету фантазии они вчистую проиграли брекзитирам. Трамп, кстати, прекрасно владеет этой тактикой: согласно фактчекинговому сайту PolitiFact, 76% его утверждений содержат ложь, а 19% — не содержат ничего, кроме лжи.

Еще один урок произошедшего: побеждает тот, у кого послания проще: «вернем себе контроль», «вернем себе страну», «поверим в Британию», «остановим нашествие», «хватит кормить Брюссель». Все четко и односложно, не требует никакого дополнительного осмысления — просто голосование за OUT. 

Сторонники ЕС были вынуждены пользоваться более сложными логическими конструкциями: членство, при всех очевидных проблемах, дает Великобритании доступ к единому европейскому рынку, а значит, способствует росту экономики. Потеря этого доступа приведет к падению ВВП и, возможно, рецессии, что негативно скажется на уровне жизни в стране. Получатель этого месседжа должен был не только проследить все логические связки, но и еще как-то экстраполировать их на свое благосостояние и прийти к выводу, что уход финансовых институтов и мультинациональных фармацевтических фирм из Лондона приведет к тому, что рабочие места исчезнут и у него где-нибудь в Норвиче или Суонси, а финансирование здравоохранения скорее сократится, чем возрастет. Все так и будет, но эти размышления — процесс утомительный, особенно в условиях ковровой бомбардировки мозгов всеми средствами предвыборной агитации. 

Сторонники брекзита это очень хорошо поняли и постарались не перенапрягать свою целевую аудиторию, а сделали ставку на простоту. Как сказал один из главных брекзитиров Майкл Гоув, «люди в этой стране устали от экспертов». Иными словами, «не надо умничать».

Но, конечно, никакого брекзита никогда бы не случилось, если бы у него не было мощной социальной базы: миллионов людей, которые оказались сегодня в роли проигравших. А точнее, никому не нужных. Мир улетел вперед, в сторону глобализации, открытости рынков, свободы перемещения труда и капитала, невероятного технического прогресса. Все это привело к беспрецедентному экономическому росту и снижению глобального уровня бедности. 

Человечество никогда еще не было настолько богатым, мирным и сытым, как сейчас. Но только оказалось, что в этом «дивном новом мире» востребованы далеко не все. «Белый рабочий класс», который на протяжении десятилетий считался основой общественной конструкции, остался не у дел. Их работа ушла не только к вьетнамцам, китайцам, филиппинцам и всевозможным «понаехавшим», ее просто стало меньше — во всем мире. Историческая эпоха физического труда подходит к концу. 

Фарид Закария в одной из своих статей приводит хороший пример: в компании «Кодак» периода ее расцвета работало 140 тысяч человек, в «Инстаграме» на момент его покупки «Фейсбуком» было всего 13 сотрудников. «Кодак» обанкротился, а «Инстаграм» превратился в главного генератора имиджей в мире. И это глобальный и необратимый процесс. Для кого-то он открывает огромные возможности, а перед кем-то закрывает все двери. 

За выход из ЕС голосовали немолодые жители провинциальных британских городов с умирающей промышленностью, городов, где закрываются фабрики и давно уже закрылись шахты. Это те самые «простые, честные, порядочные» люди, о которых снимает свои фильмы классик британского пролетарского кино Кен Лоуч. Я не знаю, за что голосовал он сам, но уверен, что большинство его героев были за выход из ЕС. Наверное, потому, что для них это единственный способ как-то изменить статус-кво. Евросоюз для них — сторонняя враждебная сила, символ разрушающей их привычный уклад глобализации и, главное, источник вторжения всех этих «польских сантехников», отнимающих у них последние шансы устроиться на работу. 

Хотя, как считают эксперты, именно «польские сантехники», то есть мигранты из ЕС, делают британскую экономику более динамичной, конкурентной и способствуют ее росту. Но ведь от экспертов все устали, зачем их слушать, когда обложки таблоидов кричат тебе: верни себе страну, останови вторжение! 

В итоге люди видят единственный выход в том, чтобы как-то «отмотать пленку назад». Не случайно и кампания Дональда Трампа, и кампания за брекзит оперировали лексическими конструкциями, обращенными в прошлое: «сделаем Америку снова великой» бьет в ту же цель, что и «вернем себе страну». И речь тут уже идет о некоем светлом будущем (которое одновременно и прошлое) для определенной группы людей — например, «настоящих англичан». И не важно, что этого идеального прошлого на самом деле никогда не существовало, а будущее будет выглядеть совсем по-другому, — это тот самый момент, когда в игре начинают побеждать наиболее умелые и циничные манипуляторы.

Раньше казалось, что все как-то наладится само по себе, что невидимая рука рынка расставит всех по своим местам. Но, похоже, человечество вступило в такую стадию развития, что значительная его часть рынку просто не нужна — ни как производители, ни как потребители. 

Очевидно, для того чтобы справиться с этим кризисом, понадобится какой-то глобальный пересмотр общественного договора и реформирование всех социальных институтов — в том числе и самого Евросоюза, который сегодня является не только способом решения проблем, но и во многом их источником. Как это все будет выглядеть на практике, сегодня никто не знает, но если что-то хорошее и есть в брекзите, так это тревожный звонок для Европы и всей либеральной цивилизации. 

СЭМ КЛЕБАНОВ.

Источник: www.gq.ru

2016-09-14


Новости по теме: